ФЭНДОМ

Redstar

Дейноних (лат. Deinonychus) — знаменитый хищник из семейства дромеозаврид, обитавший на территории США в середине мелового периода 115–98 млн лет назад. Относится к ящеротазовым динозаврам.

История изучения

Ископаемые останки дейнониха были впервые обнаружены американским палеонтологом Барнумом Брауном в окрестностях города Биллингс в Монтане. Основной целью экспедиции, которую возглавил учёный, были раскопки скелета найденного в 1927 году тенонтозавра — травоядного динозавра из инфраотряда орнитоподов. Недалеко от карьера исследователь обратил внимание на погружённые в известняк окаменелости небольшого хищного динозавра, которого ошибочно принял за родственного основной находки, но меньшего размера. В 1931 году в своей незаконченной работе Браун присвоил животному рабочее название Daptosaurus agilis.

Deinonychus fossils

Экземпляр (каталог AMNH 3015), состоявший из фрагментов черепа, позвоночника и конечностей, был доставлен а Американский музей естественной истории, где долгое время пылился в запаснике.

В начале 1960-х годов Барнум Браун показал экспонат студенту Йельского университета Джону Острому, которому понадобилась консультация в связи с диссертацией. В 1964 г. Остром вместе с Грантом Мейером в ходе экспедиции, организованной Йельским музеем естественной истории Пибоди в формации Кловерли (там был найден первый экземпляр), обнаружил ещё несколько фрагментов скелета возле населённого пункта Бриджер. Сравнив полученный материал с типовым экземпляром Брауна, учёные пришли к выводу, что речь идёт об одном и том же виде. В монографии 1969 г. Остром присвоил открытому роду название Deinonychus antirrhopus - «ужасный коготь»

Позже, следы его присутствия были обнаружены в штатах Монтана, Юта, Вайоминг и Оклахома.

Описание Остром дейнониха в 1969 г. было одним из наиболее важных открытий динозавров в середине XX века. Открытие этого явно активного, подвижного хищника изменило научную и популярную концепцию о динозаврах и привело к предположению, что динозавры, возможно, были теплокровными. Такое развитие событий вызвало большой резонанс в палеонтологии. Несколько лет спустя, в 1974 г., Остром отметил сходство между передними конечностями у дейнониха и птиц, что привело к возникновению его гипотезы о том, что птицы произошли от динозавров.

Primal feathers by durbed-d4xv0kf
В 80-х годах, из-за его чрезвычайно птичьей анатомии и тесной связи с другими дромеозавридами, палеонтологи предположили, что дейноних был покрыт перьями. Ископаемые свидетельства отпечатков птичьих перьев были найдены на нескольких родственных дромеозавридах, таких, как микрораптор, синорнитозавр и возможно у велоцираптора, хотя никаких доказательств для самого дейнониха найдено не было. В 2006 году, при проведении исследований диапазона движения конечностей дромеозаврид, Фил Сентер пришел к выводу, о вероятном наличие у дейнониха перьевого крыла.

Описание

Deinonychus-size
Дейноних достигал около 3,4 м (11,2 футов) в длину, высотой бедра в 0,87 метра (2,9 футов) и весил 73 - 100 кг.[2] Это был быстрый хищник, быстро передвигающийся на двух ногах. Череп был длиной 410 мм и имел мощные челюсти, несущие около семидесяти изогнутых зубов. Дейноних обладал длинными передними конечностями с тремя пальцами, заканчивающиеся изогнутыми когтями. Первый палец был самый короткий, второй был самым длинным. Задние ноги также были трехпалыми и несли крупный серповидный коготь на втором пальце, который вероятно использовался во время охоты.
Deinonichus 02

Длинный костянистый хвост, вытянутый параллельно земле, хорошо уравновешивал тело во время бега. Отношение длин плюсны и большой берцовой кости, считающееся зависящим от скорости движения двуногих животных, у дейнониха составляет 0,48 против 0,68 у струтиомима и 0,95 у страуса, то есть он передвигался медленнее их. Предполагается, что строение ноги дейнониха являет собой баланс между скоростью и эффективностью удара когтями. Его самая знаменитая черта - серповидный коготь на втором пальце каждой ноги, характерный признак для многих дромеозаврид. Коготь был подвижен.

Атака

Зубы дейнониха часто находят среди останков тенонтозавра, на которого тот, по всей видимости, охотился. Существуют свидетельства того, что дейнонихи очень агрессивно вели себя около источников пищи, подобно современным крокодилам и комодским варанам, в результате чего могли убивать своих сородичей. Вероятно, дейнонихи и другие дромеозавриды не были такими социальными животными, как предполагалось ранее. Размер когтя на втором пальце ног сильно варьируется. Остром предположил, что это является признаком пола или возраста. Оценка укуса дейнониха, проведённая в 2005 году, показала, что его хватательная сила составляет 15% от укуса аллигатора - 2203818,7 Па. Оценка 2015 года выявила немного иную силу: от 4100 до 8200 Ньютон.

Предположительное яйцо, найденное в 2000 году, сначала приняли за пищу дейнониха, однако расположение его остатков противоречило этой гипотезе. Также оказалось, что оно было повреждено уже в процессе окаменения. Изучение микроструктуры подтвердило принадлежность к тероподам, однако яйцо дейнониха оказалось ближе к овирапторидам, чем к родственной группе троодонтид. Из-за того, что яйцо раздавлено, определить размер сложно: приблизительная оценка составляет 7 см. Оценка сделана на основе схожего по размерам овираптора читипати. Кроме того, толщины яичной скорлупы читипати и дейнониха почти идентичны, а поскольку толщина скорлупы коррелирует с объемом яйца, это дополнительно подтверждает идею о том, что яйца этих двух животных были примерно одинакового размера.

Исследования Юнга, Норелла и Вейманна показали, что яйца дейнониха скорее всего были маскировочного цвета: синими или зелёными. Также гнёзда, скорее всего, были открытыми, наподобие птичьи.

У некоторых дейнонихов наблюдается меньшая искривлённость когтя, чем обычно.

В 2005 году Мэннинг и его коллеги провели тесты на роботизированной копии, которая точно соответствовала анатомии дейнониха и велоцираптора, и использовали гидравлические тараны, чтобы заставить робота ударить тушу свиньи. В этих тестах когти делали только неглубокие проколы и не могли резать или резать. Авторы предположили, что когти были бы более эффективны при лазанье, чем при нанесении смертельных ударов.

Биомеханические исследования Карпентера 2002 года подтвердили хватательную функцию передних конечностей и способность складывать их как у птиц.[2] Также дейноних мог прижимать предметы к груди. Предположительные перья на передних конечностях ограничили бы подвижность кистей и пальцев. Однако исследования Гишлика показали, что даже крупные перья не затрудняли бы моторику рук.

Парсонс и Парсонс показали, что ювенильные и суб-взрослые особи дейнониха проявляют некоторые морфологические отличия от взрослых. Например, руки у молодых особей были пропорционально длиннее, чем у взрослых, что могло свидетельствовать о различиях в поведении между молодыми и взрослыми. По одной версии, кривизна когтей связана с изменениями во время роста, но также возможно версия, что молодые дейнонихи отлично лазали по деревьям, чем обусловлена такая длина рук и искривление когтя.

Также, благодаря анализу суставов, выяснилось, что маленькие дейнонихи могли в какой-то степени планировать, наподобие археоптерикса.

Палеоэкология

Жили дейнонихи в лесах, хотя не исключено, что часть ареала затрагивала ещё и степи. Конкуренцию данному роду составляли другие дромеозавры и троодонтиды: дромеозавр, бэмбираптор, ахерораптор, овирапторид микровенатор. Также большую опасность для стаек дейнонихов составляли более крупные хищники, вроде тираннозавра. Добычей же самих дейнонихов становились мелкие зефирозавры и крупные орнитоподы: тенонтозавр, гадрозавр.

Если дейнонихи были теплокровными, вполне возможны отношения, наблюдаемые у современных птиц: самцы могли носить самка еду во время высиживания яиц, вместе ухаживать за потомством и даже устраивать нечто похожее на брачные танцы современных журавлеобразных.

Виды

  • Deinonychus antirrhopus — типовой вид из Северной Америки, описан Остромом в 1969 году.

Синонимы:

  • Daptosaurus agilis (Браун, 1931) — синоним Deinonychus antirrhopus.
  • Deinonychus koreanensis — вид описан Х. М. Кимом в 1993 году по разрозненным костям, c 2010 года относится к роду Koreanosaurus.

В культуре

Jurassic Park: Operation Genesis

Появление дейнониха планировалось в компьютерной игре Jurassic Park: Operation Genesis.

Парк юрского периода

Некоторые считают, что велоцираптор «Парка юрского периода» — дейноних, но, вероятно, это ютараптор.

Портал юрского периода

1 серия 2 сезона

Дейноних
Появляются через аномалию в торговом центре в зале для боулинга. Динозавры убивают чистильщика и преследуют команду. Команде ЦИА удаются усыпить самца, самку и детёныша и отправить их в меловой период. Один из дейнонихов чуть не попал обратно, вцепившись в ногу Каттера, но аномалия закрывается, и ящер умирает.

2 сезон 7 серия

Оливер Лик собрал коллекцию зверей, среди которых есть и пара дейнонихов. После отключения энергии все животные сбегают. Хелен вспомнила, что их привлекает сигнал сирены, но дверь запирается лишь изнутри. Стивен жертвует собой, его съедают звери. Скорее всего, эту пару убили хищники из будущего.

3 сезон 10 серия

Эбби и Коннор застревают в меловом периоде не без помощи дейнонихов. Дэнни же следует за Хелен, где её убивает дейноних, преследовавший Куина. Дэнни также застревает в прошлом.

5 сезон 3 серия

Открывается новая аномалия, на этот раз в галерее. Команда (без Коннора) сталкивается с дейнонихом, который, как выяснится позже, пришёл из 60-х годов XIX в.

В других произведениях

  • Один из персонажей серии комиксов Marvel "Беглецы" обладает искусственно выведенным в 87 столетии дейнонихом. Примечательно, что какое-то время его называют именно велоцираптором, пока другой персонаж не указывает на эту распространённую ошибку.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. 2,0 2,1 http://www.wikiwand.com/en/Deinonychus

Галерея

Основная статья: Дейноних/Галерея
пр Динозавры в Jurassic Park: Operation Genesis
Небольшие растительноядные ДриозаврГомалоцефалКентрозаврПахицефалозаврГаллимимСтиракозавр
Крупные растительноядные БрахиозаврЭдмонтозаврУранозаврКоритозаврТорозаврКамаразаврПаразауролофАнкилозаврТрицератопсСтегозавр
Крупные хищники ТираннозаврСпинозаврАллозаврАкрокантозаврКархародонтозавр
Планировавшиеся животные
Эти животные были запланированны, но не вошли в игру
АлиорамАпатозаврБариониксВуерхозаврДейнонихДиплодокИгуанодонМайазаврОрнитомимПаноплозаврТенонтозаврТесцелозаврЯнхуанозавр