Redstar.png

Диадектоморфы (лат. Diadectomorpha) — клада крупных тетрапод, которые жили в Еврамерике в течение каменноугольного и раннего пермского периодов и в Азии в течение поздней перми. Их обычно классифицируют как продвинутых рептилиоморфов, близких к предкам амниот, хотя некоторые палеонтологи считают их базальными синапсидами. К ним относятся как крупные (до 2 метров в длину) плотоядные, так и еще более крупные (до 3 метров) травоядные формы, некоторые полуводные, а другие полностью наземные. Похоже, что Diadectomorpha эволюционировали в поздние времена Миссисипи, хотя они стали обычным явлением только после краха тропических лесов каменноугольного периода и процветали в поздний пенсильванский и ранний пермский периоды.

Описание

Лимносцелис.

Диадектоморфы обладают характеристиками как амфибий, так и рептилий. Первоначально эти животные были включены в отряд Cotylosauria и считались самой примитивной и наследственной линией рептилий. Совсем недавно они были переклассифицированы как четвероногие амфибии, тесно связанные с первыми настоящими амниотами (хотя также утверждается, что они являются амниотами более тесно связанными с синапсидами, чем с завропсидами). В отличие от других амфибий-рептилиоморфов, зубы Diadectomorpha не обладали утолщением дентина и эмали, что и объясняет название Labyrinthodontia для четвероногих не-амниот.

Классификация

При применении формальных таксономических рангов диадектоморфам обычно присваивается ранг порядка. Далее он разделен на три семейства, представляющих специализацию в различных экологических нишах. Точное филогенетическое родство между ними оспаривается.

  • Семейство Diadectidae, пожалуй, самая известная группа, состоящая из средних и крупных травоядных животных. Ранние представители были с низкой посадкой, но последние - Diadectes (от которых и получила свое название вся группа) развились с сильными, хотя и раскинувшимися ногами, что соответствует анатомии ранних травоядных рептилий. Зубы имели форму долота и не имели типичного лабиринтодонтного вздутия эмали. Diadectidae были распространены в северной части Пангеи.
  • Семейство Limnoscelidae состояло из крупных плотоядных и рыбоядных амфибий. Самый крупный род, Limnoscelis, может вырасти как минимум до 1,5 метров. В семье были заостренные и слегка изогнутые зубы с лабиринтодонтной эмалью. Распространение, похоже, ограничивалось Северной Америкой.
  • Семейство Tseajaiidae, известное по единственному экземпляру из Северной Америки, представляло собой обобщенные рептилиоморфные амфибии среднего размера. У них были тупые зубы, и они были в основном травоядными или всеядными. Известный образец был бы порядка метра (3 фута) в длину.

Внешняя кладограмма:

Tetrapoda

Lissamphibia

Reptiliomorpha

Соленодонзавр

Diadectomorpha

Amniota

Внутренняя кладограмма:

Diadectomorpha;

Limnoscelidae

Tseajaiidae

Diadectidae

Ambedus pusillus

Oradectes sanmiguelensis

Orobates pabsti

Desmatodon hesperis

Silvadectes absitus

Diadectes tenuitectes

Diadectes sideropelicus

Diasparactus zenos

Палеобиология

Реконструкция образа жизни диадектоморфов было предметом некоторых дискуссий. Если бы их группа находилась в пределах группы амниот, как иногда предполагалось, они бы отложили раннюю версию яйца амниоты. В настоящее время исследователи отдают предпочтение амниотическим яйцам, развивающимся у очень мелких животных, таких как Westlothiana или Casineria, считая громоздких диадектоморфов сугубо полуводными животными.

Это указывает на то, что большие и громоздкие диадектоморфы откладывали большие яйца, но в водной среде. Однако, достоверно личинки диадектоморфов не известны. Неясно, связано ли это с фактическим отсутствием этой стадии роста или тафономией (многие диадектоморфы были наземными существами, где у головастиков была мала вероятность окаменения). Альфред Ромер указал, что разделение между анамниотами и амниотами могло быть не очень резким, оставив без ответа вопрос о фактическом способе воспроизводства этих крупных животных. Возможные репродуктивные режимы включают полный нерест земноводных с водными головастиками, внутреннее оплодотворение с яйцеводством или без него, водные яйца с прямым развитием или некоторые их комбинации. Репродуктивный режим также мог варьироваться внутри группы.

Ли и Спенсер (1997) утверждали, что диадектоморфы, вероятно, откладывали яйца, подобные таковым у амниот, потому что их адаптация к питанию наземными растениями, богатыми клетчаткой, означает, что они приспособились к нише, не наблюдаемой у однозначных «амфибий», и потребовало бы скорейшего приобретения наземных эндосимбионтов, но необходимая для этого диета якобы не могла существовать, если бы молодые диадектоморфы были водными личинками.

Источники

Литература

  • Laurin, M. (2004): The Evolution of Body Size, Cope's Rule and the Origin of Amniotes. Systematic Biology no 53 (4): pp 594-622. doi:10.1080/10635150490445706 article
  • Smithson, T.R. & Rolfe, W.D.I. (1990): Westlothiana gen. nov. :naming the earliest known reptile. Scottish Journal of Geology no 26, pp 137–138.
  • Paton, R.L.; Smithson, T.R. & Clack, J.A. (1999): An amniote-like skeleton from the Early Carboniferous of Scotland. Nature no 398, pp 508-513 doi:10.1038/19071abstract
  • Monastersky, R. (1999): Out of the Swamps, How early vertebrates established a foothold—with all 10 toes—on land, Science News Volume 155, No 21
  • Romer, A.S. & T.S. Parsons. 1977. The Vertebrate Body. 5th ed. Saunders, Philadelphia. (6th ed. 1985)
  • Lee, Michael S. Y.; Spencer, Patrick S. (1997-01-01), Sumida, Stuart S.; Martin, Karen L. M. (eds.), "CHAPTER 3 - CROWN-CLADES, KEY CHARACTERS AND TAXONOMIC STABILITY: WHEN IS AN AMNIOTE NOT AN AMNIOTE?", Amniote Origins, San Diego: Academic Press, pp. 61–84, ISBN 978-0-12-676460-4, retrieved 2020-09-18