Диадемодон (лат. Diademodon) — род цинодонтов раннего триаса.

Открытие

Останки нашёл Гарри Сили Бергерсдорпской формации группы Бофорта в бассейне Кару в Южной Африке. Сначала диадемодона определили к гофодонтам, но потом его поместили к в отряд цинодонтов из-за особенностей черепа. 

В 1979 году доктор Бринк описал ещё несколько видов диадемодона, однако сейчас они рассматриваются как синонимы африканского вида.

Описание

Череп

Череп длинный, с двумя клыками на обеих челюстях. Есть шесть заклыковых зубов, приспособленных для перетирания растительности.

Долгое время останки диадемодона и его родственника циногната нельзя было различить. Это было связано со схожим строением скелета. Однако, благодаря анализу 2005 года, было выявлено, что диадемодон являлся более медлительным, чем циногнат. Кроме того, отличить одного цинодонта от другого помогают бугорки возле глазных орбит, которые отсутствуют у циногната.

Судя по всему, вид тетрагонус был очень приспособляемым: его останки находят в Намибии, Аргентине, Замбии и даже в Антарктике. 

Долгое время диадемодона считали растительноядным животным, хотя высказывались о том, что небольшую часть его рациона составляло мясо.

Современные изучения выяснили, что диадемодон добывал воду не из растительности, а из более доступных источников: ручьёв, рек, озёр. 

Рацион

Tumblr ps66sfaNFR1s5f2yxo1 1280.png

В течение долгого времени диадемодон в основном характеризовался как растительноядный, но есть свидетельства того, что он мог быть всеядным, пока еще не было четкого заключения о специфике диеты диадемодона. Причина неясных выводов может быть из-за контринтуитивных зубов диадемодона. Клыки у диадемодона были очень выраженными, но пост-клыки считались приспособленными к растительности. Изучив стабильные легкие изотопы кислорода, извлеченные из окаменелостей диадемодона, можно сделать вывод, что организм в значительной степени полагается на воду из других источников, а не из листьев, а именно из ручьев, рек, озер, таяния снега и других подобных источников. Именно эти источники позволили сделать множество выводов об экологии диадемодона. Предполагалось, что предпочитаемое место обитания диадемодона включает в себя множество навесов и более прохладную среду. Эти предположения были выведены из-за низких значений углерода, обнаруженных в экстрагированных тканях. Другая интерпретация этих данных заключалась в том, что диадемодон мог вести себя как гиппопотам, то есть он оставался в глубоких водоемах в дневное время и оставлял свою водную среду только ночью, чтобы добывать пищу. Это было интерпретировано из низких значений кислорода, обнаруженных в образцах тканей. Тем не менее, эта идея была остановлена, так как диадемодон не морфологически или изотопно не выявил каких-либо приспособлений для водного образа жизни. Его уровень содержания кислорода в костях не соответствовал уровню других полуводных организмов, таких как бегемот. Третья предполагаемая возможность состояла в том, что Diademodon, возможно, был близко к легко доступным источникам воды, хотя не проводил большую часть своей жизни в них. Возможно, он жевал мелководные водоросли, которые, как известно, имеют более низкое содержание кислорода.

Палеоэкология

Раньше считалось, что среда обитания диадемодона включала большое число высоких растений и прохладный климат. Потом выдвигался вариант того, что диадемодон вёл полуводный образ жизни, как бегемот: большую часть времени он проводил в воде, лишь ночью выходя на поиски пропитания. Однако, эту теорию отвергли, потому что строение скелета диадемодона не показывает никаких признаков длительного прибывания в воде.  Самая правдоподобная версия заключается в том, что диадемодон обитал недалеко от легкодоступных источников воды и питался водорослями, хотя и не брезговал рыбой.

Виды

  • Diademodon laticeps Brink, 1955
  • Diademodon tetragonus Seeley, 1894