ФЭНДОМ

Дилофозавр (лат. Dilophosaurus, что означает "ящер с двойным гребнем") — динозавр-теропод из ранней юры, живший на территории соременной США.

История открытия

Dilophosaurus-as-megalosaurus-wetherilli

Реконструкция Megalosaurus wetherilli, Калифорнийский университет в Беркли (UCMP)

В 1940 году местный житель из племени навахо, Джесси Уильямс, обнаружил останки нескольких особей тероподов в формации Кайента, штат Аризона, США. Уильямс сообщил о своей находке палеонтологу Чарльзу Кампу, который в свою очередь передал информацию палеонтологу Сэму Уэллсу из Палеонтологического музея Калифорнийского университета (UCMP). Летом 1942 года Джон Вэтерилл под руководством Сэма Уэллса раскопал останки трех скелетов, один из которых был практически уничтожен выветриванием. Два экземпляра были доставлены в Беркли для очистки и монтажа — первый образец стал голотипом нового динозавра, (UCMP 37302) а второй паратипом (UCMP 37303). В 1954 году Уэллс описал эти находки под видом Megalosaurus wetherilli, определив к роду мегалозавр, видовое название дано в честь Джона Вэтерилла, который исследовал область находки.
Dilophosaurus fossil

череп Dilophosaurus wetherilli, образец (UCMP 77270)

В 1964 году Уэллс провёл новые раскопки в той же области и обнаружил новый, более крупный образец (UCMP 77270), недалеко от места предыдущего открытия.

На основе сохранившегося черепа с уникальным двойным гребнем Уэллс сделал вывод, что этот новый ящер значительно отличался от мегалозавра. В 1970 году он объединил находку 1964 года с образцами 1954 в новом роде Dilophosaurus wetherilli - «ящер с двойным гребнем». В 1999 году Сэм Уэллс выделил более крупный образец UCMP 77270 в новый вид "Dilophosaurus breedorum", но исследования 2005 года установили принадлежность этих останков к взрослой особи D. wetherilli. Имеющиеся данные убедительно показывают, что голотип D. wetherilli как и второй скелет, являлись более молодыми особями.

В 1993 году Хаоджин Ху, на основании образца KMV 8701, объявил о втором виде Dilophosaurus Sinensis. Этот вид был извлечен в китайской провинции Юньнань, в 1987 году, вместе с прозавроподом юньнанозавр. В 1998 году, после исследования материала D. sinensis, были высказаны предположения, что он являются синонимом синозавра, что было подтверждено в 2013 году.
Dilophosaurus skeleton

Реконструкция Dilophosaurus wetherilli с оригинальным черепом

В 2001 году Роберт Гай сообщил об еще двух, а возможно и трех новых образцов дилофозавра из Северной Аризоны, найденных, но еще не описанных. Образцы были найдены еще в 1978 году и с тех пор лежали в хранилище музея. Гай получил возможность сравнить новые образцы с голотипом (UCMP 37302), он отметил что этот материал имеет важное значение в том, что он включает в себя части таза, не сохранившиеся в голотипе.

Описание

Dilophosaurus-size

Сравнение дилофозавра и человека

В 2010 году Грегори Пол оценил размер дилофозавра в 7 метров (23 футов) в длину и весом около 400 кг.[2]Дилофозавр был одним из самых ранних крупных хищных динозавров, хотя и значительно меньше, чем более поздние тероподы. Он был стройным и легко сложенным, его череп был пропорционально крупным, но хрупким. Рыло было узким, а верхняя челюсть имела разрыв или излом под ноздрями. На черепе была пара продольных пластинчатых гребней, из-за чего он был похож на казуара с двумя гребнями. Нижняя челюсть была тонкой и хрупкой спереди, но более широкой и глубокой сзади. Зубы были длинные, изогнутые, тонкие и сплюснутые по бокам. Зубы в нижней челюсти были намного меньше, чем те, что в верхней челюсти. У большинства зубов были мелкие зазубрины на переднем и заднем краях. Шея была длинной, позвонки были полыми и очень легкими. Передние конечности были с длинной, но тонкой костью предплечья. На руках было по четыре пальца: первый был коротким, но сильным и имел большой коготь, два следующих пальца были длиннее и стройнее с более меньшими когтями, а четвертый был рудиментарным. Бедренная кость была массивной, ноги были довольно сильными, на пальцах ног были большие когти. Дилофозавр был двуногим хищником, на основании наличия длинных задних конечностей, ориентированных вертикально под тазом и коротких передних конечностей, которые не приспособлены для четвероногой локомоции. Задние конечности предполагают быстрого и подвижного бегуна, как и следовало ожидать в плотоядных теропод.

В 1984 году Уэллс предположил, что дилофозавр перемещался небольшими группами, основываясь на том, что несколько особей были найдены вместе. В 2001 году Роберт Гай отметил, что для этого не было никаких прямых доказательств, так как скопление множества особей в одном месте может быть результатом внезапного наводнения.
Dilophosaurus skull restored
Наиболее отличительной чертой дилофозавра является пара округлых гребней на черепе, состоящих из расширений носа и слезных костей. В 1997 году Питер Додсон отметил, что черепные гребни, впервые появились у дилофозавра, а затем были сохранены, в той или иной форме, у других хищных тероподов. Функции гребней на черепе дилофозавр стали предметом дискурсий среди ученых и до сих пор доподлинно не известны. Они были очень хрупкими и не годились ни для защиты, ни для нападения и скорее всего являлись уникальной особенностью видового отображения. Дилофозавр имел длинные конические зубы - по 12 в верхней челюсти и по 18, с каждой стороны, в нижней челюсти. Второй и третий передние зубы имеют зазубрины, которые отсутствуют в четвертом. Еще одна особенность черепа, это излом, позади первого ряда зубов, придавая дилофозавру внешний вид,
JCAMvOn9pbM
похожий на крокодила или рыбоядных спинозавридов. Это «зарубка» существовала в силу слабой связи предчелюстных и челюстных костей черепа, что говорит о примитивной стадии развития. Передние конечности дилофозавра, так же как и у цератозавра, имели четыре пальца - три длинных и один рудиментарный. Первоначально считалось, что задние конечности содержали только четыре пальца, но новые находки говорят о том, что стопа содержала пять пальцев - три основных и два рудиментарных, не сохранившихся в голотипе.

Самый большой из известных образцов весил около 400 килограммов, его длина при жизни составляла около 7 метров, а размер черепа достигал 590 миллиметров. Меньший образец голотипа весил около 283 кг, имел общую длину около 6,03 метра, высотой в бедре около 1,36 метра, длина его черепа составляла 523 миллиметра. Скелет дилофозавра состоял из 10 шейных , 14 спинных и 45 хвостовых позвонков. Некоторые исследователи причисляют к этому виду отпечаток теропода, похожего на Dilophosaurus и Liliensternus, который сохраняет отпечатки перьев вокруг живота и ног, похожие на пух. Другие исследователи интерпретируют эти впечатления как седиментологические артефакты, образовавшиеся в породе при окаменении динозавра.

Палеобиология

В 1984 году Сэм Уэллс считал, что дилофозавр не обладал сильным укусом из-за слабости и излома на челюсти. Он предполагал, что динозавр использовал передние предчелюстные зубы только для того, чтобы выщипывать и рвать, а не кусать, а следующие за ними зубы для прокалывания и разрезания. Уэлс считал его падальщиком, а не хищником, и если бы он действительно убивал крупных животных, то он делал бы это своими руками и ногами, а не челюстями. В 1986 году американский палеонтолог Роберт Баккер вместо этого утверждал, что дилофозавр с его массивной шеей, черепом и крупными верхними зубами был приспособлен для убийства крупной добычи и достаточно силен для нападения на травоядных животных ранней юры. В 1988 году Грегори Пол так же отверг идею о том, что дилофозавр был падальщиком, он считал, что дилофозавр охотился на крупных животных, таких как прозавроподы, но вместе с тем был способен ловить и мелких животных.

Исследование канадского палеонтолога Франсуа Терриена и его коллег, проведенное в 2005 году, показало, что сила укуса нижней челюсти дилофозавра быстро снижается в заднем отделе. Это указывает на то, что передняя часть нижней челюсти с её поднятым подбородком, «розеткой» зубов и усиленной симфизальной областью (схожей со спинозавридами) использовалась для захвата добычи, вероятно, относительно небольшого размера. Свойства его нижнечелюстного симфиза были аналогичны свойствам кошачьих и крокодилов, которые используют переднюю часть челюстей для мощного прикуса при захвате добычи. Затем в ход вступали задние зубы челюстей, где находились самые большие зубы. В 2007 году Милнер и Джеймс И. Киркланд предположили, что у дилофозавра есть признаки, указывающие на то, что он мог питаться рыбой. Они указали, что концы челюстей были расширены в стороны, образуя «розетку» сцепляющихся зубов, аналогичных зубам спинозавридов, о которых уже известно, что они питались рыбой, и гавиалам — современным крокодилом, которые так же едят рыб. Носовые отверстия на челюстях были также отведены назад, подобно спинозавридам, обе группы также имели длинные руки с хорошо развитыми когтями, которые могли быть задействованы при ловле рыбы.

Дилофозавр вместе с Dracovenator, является членом семейства Dilophosauridae — группы, расположенной между Coelophysidae и более поздними тероподами. Дилофозавр был активным, двуногим хищником и мог охотиться на крупных животных; он мог также питаться более мелкими животными или рыбой. Из-за ограниченного диапазона движения и довольно слабых передних конечностей, челюсти, вероятно, имели важное значение при контакте с добычей. Функция гребней неизвестна; они были слишком слабы для сражений, но, возможно, использовались в качестве демонстрационного фактора при видовой идентификации или являлись признаком полового отбора. Вероятно он рос быстрыми темпами, достигая скорости роста от 30 до 35 килограммов в год в раннем возрасте. Образец голотипа имел множество палеопатологий, включая заживающие повреждения на костях. Дилофозавр известен из кайентской свиты и обитал рядом с такими динозаврами, как мегапнозавр и Sarahsaurus. В 2017 году дилофозавр получил статус государственного символа штата Коннектикут.

Виды

  • Dilophosaurus wetherilli (Welles, 1954) - типовой вид.

Синонимы:

  • Megalosaurus wetherilli (Welles, 1954)
  • Dilophosaurus breedorum (Welles & Pickering, 1999)
  • Dilophosaurus sinensis (Hu, 1993) - переквалифицирован в род Sinosaurus (Синозавр).

В культуре

  • Широкую известность дилофозавр получил благодаря книге Майкла Крайтона «Парк юрского периода» и её одноимённой экранизации. Примечательно, что Крайтон объяснил слабость челюстей ящера тем, что он охотился, поражая жертву ядовитой слюной, выбрызгиваемой на большое расстояние. В фильме дилофозавра изобразили совсем небольшим и наделили кожными складками на шее (как у плащеносной ящерицы).
  • Несколько дилофозавров появляются в документальном фильме Discovery "Когда по Америке бродили динозавры". Одно животное отпугивает стаю мегапнозавров, охотящихся на анхизавра, чтобы прокормить себя и детёныша. Вскоре объявляется другой дилофозавр. Он пытается отбить тушу, но проигрывает схватку и отступает. Зрителю объясняется отличие анатомии дилофозавра от более совершенных хищников, а также демонстрируется использование его когтей во время охоты.
  • Дилофозавр есть в игре ARK: Survival Evolved, где его внешность скопировали из Парка Юрского Периода.

Интересные факты

  • Этот динозавр занесён в книгу рекордов Гиннеса как динозавр, который получил больше всего травм. У того образца, который имеется в виду, было 8 травм.
  • Есть теория о том, что он мог "открывать" свой капюшон, расположенный на шее, однако доказательств этому нет.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Dilophosaurus

Галерея

Основная статья: Дилофозавр/Галерея