ФЭНДОМ

Земноводные лого
Внимание! Над этой статьей ведётся работа.
Пожалуйста, не редактируйте её, если вы видите это сообщение: статью сейчас активно правит Тамаран.

Диметродон (лат. Dimetrodon) — род пермских пеликозавров, живших 280 — 265 млн лет назад на территории современных США и Германии.

История изучения

Первоначально останки диметродона описал Эдвард Дринкер Коуп в 1870-ых. Он получил их вместе с коллекцией других пермских тетраподов, полученных из формации Красные грады в Техасе. Передали их Коупу коллекционер Якобс Болл, геолог У. Ф. Камминс и палеонтолог Чарльз Стернберг Большая часть этих образцов сейчас находится в Американском музее Естественной истории или в музее Уокера Чикакгского университета.

Стернберг отправил несколько своих образцов немецкому палеонтологу Фердинанду Бройли из Мюнхенского университета, однако он не так хорошо изучил их, как Коуп. Соперник Эдаврда, Чарльз Марш, также собрал несколько костей диметродона, однако он отдал их в музей Уокера. Впервые наименование Dimetrodon использовал Коуп в 1878 году, выделив три вида - D. incisivus, D. rectiformis и D. gigas.

Однако первое описание останков диметродона было в 1875 году, когда Коуп описал клепсидропса C. limbatus. Это животное было обнаружено в той же местности, что и диметродон, и в конце XIX-начале ХХ века большинство останков пеликозавров приписывали диметродону или клепсидопсу. В 1940 году вышла публикация, в которой говорилось, что C. limbatus является на самом деле видом диметродона.

Первым описанным синапсидом с парусом был клепсидропс C. natalis, также выделенный Коупом. Он посчитал парус плавником и сравнивал с гребнем ящерицы василиска. Паруса D. incisivus и D. gigas не сохранились, однако у образца D. rectiformi сохранились удлинённые невральные шипы. Однако Коуп прокоментировал в 1886 году, что назначение паруса сложно представить. По его словам, если животное не вело водный образ жизни, то парус или плавник мешал бы движениям, а конечности и когти не были достаточно большими, чтобы вести древесный образ жизни, как у василиска.

Описание

У диметродона была довольно большая голова с крепкими челюстями, усеянными острыми зубами. Вероятно, он был активным охотником: охотился на амфибий, пресмыкающихся и рыбу. Своими передними зубами диметродон держал жертву и разрывал ее на части. Задние зубы были загнуты назад, с их помощью животное разрывало на части мелких существ и пережевывало большие куски мяса. Туловище диметродона имело бочкообразную форму. Наиболее яркой чертой диметродона является парус из натянутой на выросты спинных позвонков кожи. Подобные паруса развились у различных доисторических животных (амфибии платигистрикса, пеликозавров эдафозавра и секодонтозавра, динозавра спинозавра) и служили терморегуляторами. По другим версиям парус использовался в брачных играх, служил камуфляжем среди вертикальных стеблей растений или настоящим парусом при плавании. «Парус» развивался постепенно в течение жизни, известны находки молодых особей диметродона с невысокими остистыми отростками. Молодые особи, по-видимому, обитали в зарослях по берегам водоемов, как и взрослые. Тем не менее, бытующее в популярных книгах изображение диметродона на фоне пустыни представляется нереальным - не будучи настоящей рептилией, он не мог бы выжить в жаркой сухой местности.

Парус

Одна из самых ярких и выдающихся черт диметродона - высокие остистые отростки спинных и шейных позвонков. Со времен открытия рода их изображали по-разному: как просто торчащие шипы, так и полностью обтянутый кожей «парус», или даже горб. Однако новые исследования могут открыть свет на то, как выглядело это уникальное образование.

Dimetrodonskeletal

Современная реконструкция скелета диметродона. Автор - Скотт Хартман

Изучение патологий показало, что некоторые нервные шипы сломались, а затем исцелились. Это наводит на мысль, что по крайней мере часть отростков была обтянута парусом (или подобной тканью), которая удерживала их на месте после повреждения, в следствии чего они могли заживать. Но они также заметили, что вершины шипов часто согнуты, иногда очень сильно, что предполагает, что вершина шипов не входила в парус. Дальнейшее подтверждение этой конфигурации «выход из паруса» происходит из поверхностной текстуры отростков. Они были шероховатыми в том месте, где крепились к мышцам спины, далее становясь все более гладкими, как раз там, где они, скорее всего, становились шипами, торчащими из паруса.[1]

Походка

Диметродон традиционно изображается с развалистой "ящеричной" походкой с волочащимся по земле брюхом, однако недавно были обнаружены дорожки, принадлежащие диметродону или близкому к нему синапсиду, показывающие животное, передвигающееся с более выпрямленными ногами, держа живот и хвост полностью свободными от земли.

Конечно, диметродон мог разлечься, когда захочет. Однако во время ходьбы и бега его конечности всё-таки имели полувыпрямленное положение, из-за чего диметродон мог быть быстрее своих жертв (амфибий и более мелких синапсид).

Интересные факты

  •  Подсчитано, что 200-килограммовый хладнокровный диметродон разогревался бы без паруса с 26 °C до 32 °C за 205 минут, а с парусом — за 80 минут.
  • В 2008 году команда Р. Бэккера обнаружила четкие признаки того, что диметродоны поедали пресноводных акул - ксенакантид. Возможно, акулы оставались в пересыхающих прудах, где становились жертвой пеликозавров.

Виды и ареал

Хорошо известные виды

  • D. teutonis (Reisz & Berman, 2001). Нижние слои верхнего красного лежня (вольфкамп), Германия, Бромакер и Россия. Самый мелкий известный вид (весом около 24 кг) и единственный известный вне Северной Америки. Несмотря на мелкие размеры, обладал относительно высоким «парусом». Показан в сериале ВВС «Walking with Monsters» (2005), но изображён слишком крупным.
  • D. milleri (Romer 1937). Сакмарский ярус - длина до 174 см, формация Putnam, Техас. Самый ранний вид диметродона из Техаса. Близок к предыдущему виду.
  • D. natalis (Cope 1877). Сакмарский ярус - самый мелкий американский вид, изначально (Э. Кейз, 1903) изображался с низким парусом, длина черепа около 14 см, вес до 37 кг. Техас. В реальности форма паруса неизвестна. Череп низкий, заметны верхние «клыки».
  • D. limbatus (Cope 1877). Сакмарский и Артинский ярус - длина черепа до 40 см, общая длина до 2,6 м, из формации Admiral и Bell Plains в Техасе. Часто изображается в литературе, возможный синоним - Dimetrodon incisivus. Пожалуй, самый изученный вид.
  • D. booneorum (Romer 1937) — Артинский ярус — длина до 2,2 метра, Техас.
  • D. gigashomogenes (Case 1907). Кунгурский ярус — длина до 3,3 метра, гигантский вид с относительно коротким и высоким черепом. Вероятный предок D. angelensis. Из формации Арройо (Клир-Форк) Техаса.
  • D. grandis (Case, 1907). Ранний Кунгурский ярус — длина до 3,2 м, отличается от предыдущего вида более низким черепом длиной до 50 см и тяжёлым телосложением. Характерно также наименьшее количество предклыковых зубов — всего две пары. Из формации Арройо (Клир-Форк) Техаса. Возможный синоним - D. gigas.
  • D. loomisi (Romer 1937) . Кунгурский ярус — длина до 2,5 метров, Клир-Форк Техаса. Отличается довольно низким черепом и своеобразной формой паруса (парус как бы «зазубренный»).
  • D. angelensis (Olson 1962). Ранняя уфимская эпоха (поздняя Кунгурская) — последний и самый крупный из диметродонов. Длина черепа до 58 см, что предполагает общую длину до 4—4,5 метров. Из формации Сан-Анжело в Техасе. Череп длинный и низкий, очень длинные тонкие верхние «клыки». Плохо известен, описанные два черепа сильно деформированы.
  • D. borealis (Leidy, 1854). 270 млн лет назад, Остров Принца Эдуарда. Возможный вид, известный также как батигнат.

Возраст останков в этом районе подтвердился после исследования остатков растений. Позднее была найдена вся голова батигната. Длина черепа всего 40-45 см.

Описаны по фрагментам

  • D. dollovianus (Cope, 1888), D. macrospondylus (Cope 1884) — Артинский ярус, Техас.
  • D. occidentalis (Berman 1977) - единственный диметродон из формации Або/Катлер Нью-Мексико.

Слишком фрагментарны

  • D. kempae (Romer 1937). Кунгурский ярус.

Виды, выделенные в самостоятельные рода

  • D. cruciger - описан Копом в статье 1878 году. Позже выделен им в род наозавр. Вид отличался от остальных диметродонов небольшими шипами на нервных шипах позвоночника. Позже наозавра синонимизировали с эдафозавром.
  • D. longiramus - описан Кейсом в 1907 году. В 1940 году Ромер и Прайс заметили сходство D. longiramus с другим образцом, который также показывал удлинённую челюсть. Позднее этот вид выделили в род секодонтозавр.

Синонимы

  • Embolophorus
    Cope, 1878
  • Theropleura
    Cope, 1880
  • Bathyglyptus(?)
    Case, 1911
  • Eosyodon
    Olson, 1962

Видовые синонимы

  • Clepsydrops limbatus
    Cope, 1877
  • Clepsydrops gigas
    Cope, 1878
  • Clepsydrops natalis
    Cope, 1878
  • Dimetrodon gigas
    Cope, 1878
  • Dimetrodon incisivus
    Cope, 1878
  • Dimetrodon rectiformis
    Cope, 1878
  • Embolophorus dollovianus
    Cope, 1878
  • Dimetrodon semiradicatus
    Cope, 1881
  • Clepsydrops macrospondylus
    Cope 1884
  • Dimetrodon platycentrus
    Case, 1907
  • Theropleura grandis
    Case, 1907
  • Bathyglyptus theodori
    Case, 1911
  • Dimetrodon maximus
    Romer, 1936
  • Eosyodon hudsoni
    Olson, 1962

Палеобиология

Половой диморфизм

Диметродоша
Диметродончик

Образец AMNH 4636(внизу) и скелет из Мичиганского университета. Половые различия видны на наглядном примере
У диметродона мог быть половой диморфизм. Некоторые останки относят к самцам, так как у них более толстые кости, более длинные черепа и увеличенные паруса. Такие черты наблюдаются у образца AMNH 4636, находчщегося в Американском музее Естественной истории. В то же время, образец MCZ 1347 и несколько скелетов, расположенных в Музее Естественной истории Мичиганского университета, являются женщинами.

Палеоэкология

Диметродон23
Диметродон известен из многих штатов - Техас, Оклахома, Юта, Нью-Мексико, Аризона, Огайо, а также Германии и Калининградской области. Тогда они все составляли континент Евроамерика. В приделах США окаменелости диметродона в основном находят в формациях Мирный ручей, Клир Форк и Вичито. В основном останки находят на месте болотистых местностей.

Наиболее часто останки диметродона находят в Красных грядах Техаса. Кроме него, очень часто встречаются также амфибии - архерия, сеймурия, диплокауль, эриопс и тримерорахис, рептилия капторин, а также синапсиды эдафозавр и офиакодон. Эту характерную для юго-запада США фауну Олсон назвал "Пермокарбоновой хронофауной", доминировавшей в Северной Америке в раннюю пермь. Представители этой группы обитали в дельтах рек со свежей растительностью.

В культуре

  • Диметродон из Земли
    В документальном фильме "Прогулки с монстрами" показаны диметродоны вида D. limbatus. Что странно,они показаны обитающими в Германии.
  • В фильме «Путешествие к центру Земли» (1959) диметродонов изображали игуаны.
  • Появляется в игре "Jurassic World: The Game" как один из легендарных хищников.
  • Диметродон появляется в мультсериале "Земля до начала времён".

Источники

  1. http://www.skeletaldrawing.com/home/21stcenturydimetrodon

Галерея

Основная статья: Диметродон/Галерея