ФЭНДОМ

Redstar

Диметродон — пермский пеликозавр, живший 280 — 265 млн лет назад на территории современных США и Германии.

ОписаниеПравить

У диметродона была довольно большая голова с крепкими челюстями, усеянными острыми зубами. Вероятно, он был активным охотником: охотился на амфибий, пресмыкающихся и рыбу. Своими передними зубами диметродон держал жертву и разрывал ее на части. Задние зубы были загнуты назад, с их помощью животное разрывало на части мелких существ и пережевывало большие куски мяса. Туловище диметродона имело бочкообразную форму. Наиболее яркой чертой диметродона является парус из натянутой на выросты спинных позвонков кожи. Подобные паруса развились у различных доисторических животных (амфибии платигистрикса, пеликозавров эдафозавра и секодонтозавра, динозавра спинозавра) и служили терморегуляторами. По другим версиям парус использовался в брачных играх, служил камуфляжем среди вертикальных стеблей растений или настоящим парусом при плавании. «Парус» развивался постепенно в течение жизни, известны находки молодых особей диметродона с невысокими остистыми отростками. Молодые особи, по-видимому, обитали в зарослях по берегам водоемов, как и взрослые. Тем не менее, бытующее в популярных книгах изображение диметродона на фоне пустыни представляется нереальным - не будучи настоящей рептилией, он не мог бы выжить в жаркой сухой местности.

Парус Править

Одна из самых ярких и выдающихся черт диметродона - высокие остистые отростки спинных и шейных позвонков. Со времен открытия рода их изображали по-разному: как просто торчащие шипы, так и полностью обтянутый кожей «парус», или даже горб. Однако новые исследования могут открыть свет на то, как выглядело это уникальное образование.

Изучение патологий показало, что некоторые нервные шипы сломались, а затем исцелились. Это наводит на мысль, что по крайней мере часть отростков была обтянута парусом (или подобной тканью), которая удерживала их на месте после повреждения, в следствии чего они могли заживать. Но они также заметили, что вершины шипов часто согнуты, иногда очень сильно, что предполагает, что вершина шипов не входила в парус. Дальнейшее подтверждение этой конфигурации «выход из паруса» происходит из поверхностной текстуры отростков. Они были шероховатыми в том месте, где крепились к мышцам спины, далее становясь все более гладкими, как раз там, где они, скорее всего, становились шипами, торчащими из паруса.[1]

Dimetrodonskeletal

Современная реконструкция скелета диметродона. Автор - Скотт Хартман

ПоходкаПравить

Диметродон традиционно изображается с развалистой "ящеричной" походкой с волочащимся по земле брюхом, однако недавно были обнаружены дорожки, принадлежащие диметродону или близкому к нему синапсиду, показывающие животное, передвигающееся с более выпрямленными ногами, держа живот и хвост полностью свободными от земли.

Конечно, диметродон мог разлечься, когда захочет. Однако во время ходьбы и бега его конечности всё-таки имели полувыпрямленное положение, из-за чего диметродон мог быть быстрее своих жертв (амфибий и более мелких синапсид).

Интересные фактыПравить

  •  Подсчитано, что 200-килограммовый хладнокровный диметродон разогревался бы без паруса с 26 °C до 32 °C за 205 минут, а с парусом — за 80 минут.
  • В 2008 году команда Р. Бэккера обнаружила четкие признаки того, что диметродоны поедали пресноводных акул - ксенакантид. Возможно, акулы оставались в пересыхающих прудах, где становились жертвой пеликозавров.

Виды и ареалПравить

Хорошо известные видыПравить

  • D. teutonis (Reisz & Berman, 2001). Нижние слои Верхнего красного лежня (вольфкамп), Германия, Бромакер и Россия. Самый мелкий известный вид (весом около 24 кг) и единственный известный вне Северной Америки. Несмотря на мелкие размеры, обладал относительно высоким «парусом». Показан в сериале ВВС «Walking with Monsters» (2005), но изображён слишком крупным.
  • D. milleri (Romer 1937). Сакмарский ярус - длина до 174 см, формация Putnam, Техас. Самый ранний вид диметродона из Техаса. Близок к предыдущему виду.
  • D. natalis (Cope 1877). Сакмарский ярус - самый мелкий американский вид, изначально (Э. Кейз, 1903) изображался с низким парусом, длина черепа около 14 см, вес до 37 кг. Техас. В реальности форма паруса неизвестна. Череп низкий, заметны верхние «клыки».
  • D. limbatus (Cope 1877). Сакмарский и Артинский ярус - длина черепа до 40 см, общая длина до 2,6 м, из формации Admiral и Bell Plains в Техасе. Часто изображается в литературе, возможный синоним - Dimetrodon incisivus. Пожалуй, самый изученный вид.
  • D. booneorum (Romer 1937) — Артинский ярус — длина до 2,2 метра, Техас.
  • D. gigashomogenes (Case 1907). Кунгурский ярус —- длина до 3,3 метра, гигантский вид с относительно коротким и высоким черепом. Вероятный предок D. angelensis. Из формации Арройо (Клир-Форк) Техаса.
  • D. grandis (Case, 1907). Ранний Кунгурский ярус — длина до 3,2 м, отличается от предыдущего вида более низким черепом длиной до 50 см и тяжёлым телосложением. Характерно также наименьшее количество предклыковых зубов — всего две пары. Из формации Арройо (Клир-Форк) Техаса. Возможный синоним - D. gigas.
  • D. loomisi (Romer 1937) . Кунгурский ярус — длина до 2,5 метров, Клир-Форк Техаса. Отличается довольно низким черепом и своеобразной формой паруса (парус как бы «зазубренный»).
  • D. angelensis (Olson 1962). Ранняя уфимская эпоха (поздняя Кунгурская) — последний и самый крупный из диметродонов. Длина черепа до 58 см, что предполагает общую длину до 4—4,5 метров. Из формации Сан-Анжело в Техасе. Череп длинный и низкий, очень длинные тонкие верхние «клыки». Плохо известен, описанные два черепа сильно деформированы.
  • D. borealis (Leidy, 1854). 270 млн лет назад, Остров Принца Эдуарда. Возможный вид, известный также как батигнат.

Возраст останков в этом районе подтвердился после исследования остатков растений. Позднее была найдена вся голова батигната. Длина черепа всего 40-45 см.

Описаны по фрагментамПравить

  • D. dollovianus (Cope, 1888), D. macrospondylus (Cope 1884) — Артинский ярус, Техас.
  • D. occidentalis (Berman 1977) - единственный диметродон из формации Або/Катлер Нью-Мексико.

Слишком фрагментарныПравить

  • D. kempae (Romer 1937). Кунгурский ярус.

Синонимы Править

  • Embolophorus
    Cope, 1878
  • Theropleura
    Cope, 1880
  • Bathyglyptus(?)
    Case, 1911
  • Eosyodon
    Olson, 1962

Видовые синонимы Править

  • Clepsydrops limbatus
    Cope, 1877
  • Clepsydrops gigas
    Cope, 1878
  • Clepsydrops natalis
    Cope, 1878
  • Dimetrodon gigas
    Cope, 1878
  • Dimetrodon incisivus
    Cope, 1878
  • Dimetrodon rectiformis
    Cope, 1878
  • Embolophorus dollovianus
    Cope, 1878
  • Dimetrodon semiradicatus
    Cope, 1881
  • Clepsydrops macrospondylus
    Cope 1884
  • Dimetrodon platycentrus
    Case, 1907
  • Theropleura grandis
    Case, 1907
  • Bathyglyptus theodori
    Case, 1911
  • Dimetrodon maximus
    Romer, 1936
  • Eosyodon hudsoni
    Olson, 1962

В культуреПравить

ИсточникиПравить

  1. http://www.skeletaldrawing.com/home/21stcenturydimetrodon

ГалереяПравить

Основная статья: Диметродон/Галерея