Redstar.png

Динамозух (лат. Dynamosuchus) - род псевдозухий из семейства орнитозухид, описанный в 2020 году. Обитал на территории Бразилии.

Открытие

Динамозух известен по образцу CAPPA/UFSM 0248 - частичному скелету, состоящему из полной нижней челюсти, частичной верхней челюсти и премаксиллы, задней части черепа, нескольких шейных, спинных и хвостовых позвонков, почти полного таза без седалищной кости, нескольких рёбер, гастралии, а также частей конечностей и остеодерм.

Образец был найден в местонахождении Яннера, что близ города Агудо в Рио-Гранди-ду-Сул. В этой области сохранились позднетриасовые отложения формации Санта-Мария. Останки были обнаружены в марте 2019 года и описаны в 2020 году Родриго Мюллером, Беленом фон Бачко, Джулией Десохо и Стерлингом Несбиттом.

Родовое название переводится как "мощный крокодил", что указывает на силу укуса динамозуха. Видовое наименование collisensis переводится как "холм", отсылая к месту находки.

Описание

800px-Dynamosuchus material.png

Как и у всех орнитозухов, у динамозуха была крючковатая премаксилла с тремя зубами, за которыми находилась диастема, и глубокая верхняя челюсть с 6-8 зубами. Верхняя челюсть была похожа на челюсть орнитозуха наличием небольших ямок, которые отсутсвуют у венатикозуха и риохазуха, и не очень глубокой анторбитальной фенестрой. Сохранившиеся кости черепа позволяют сделать вывод о небольших глазницах и темпоральных фенестрах, что сближает динамозуха с риохазухом, однако эти два таксона имеют разную толщину квадратной кости. Квадратноскуловая кость имела грубую L-образную форму, однако была не такой угловатой, как у риохазуха. Квадратное отверстие отделяло квадратноскуловую кость от квадратной. На квадратной кости есть меньшее отверстие, связанная с квадратной костью. Это уникальная особенность динамозуха. Парабазисфеноидная кость имеет полулунное углубление в нижней части, как у венатикозуха, но разрыв между парабазисфеноидная костью и базиптеригоидными отростками с базитуберами выражен гораздо слабее.

800px-Dynamosuchus postcrania supplemental.png

Шейные позвонки имеют много общих черт с различными псевдозухиями. Например, на концах тела с задней стороны находятся небольшие ямки, невральные шипы расширены, а на нижней стороне позвонков находится сильный киль. На спинных позвонках в районе плеча имеются пары центродиапофизарных пластинок, похожие на контрфорсы гребней, связывающих рёберные грани-диапофизы с центром позвоночника. Эти гребни есть у орнитозухов, кроме риохазуха, а также неизвестны у венатикозуха. Спинные позвонки динамозуха схожи с позвонками риохазуха: у них отсутствуют презигодиапофизарные и постзигодиапофизарные пластинки, соединяющие диапофизы с зигапофизами, позвоночными соединительными пластинками, у орнитозуха.

800px-Dynamosuchus skull supplemental.png

Остеодермы динамозуха идут в два ряда по позвоночнику. Они имеют квадратную форму и покрыты большим количеством гребней и бороздок. Передние остеодермы идут по бокам позвоночника и имеют пикообразную форму. Передние конечности толстые, крепко сложены. Лучевая кость расширена в области запястья больше, чем у орнитозуха, однако головка плечевой кости развита не так сильно, как у риохазуха. У динамозуха и орнитозуха таз имеет схожую форму: верхняя часть подвздошной кости гладкая и прямая, лобок длинный, а крестец состоит из трёх позвонков. Как и у остальных орнитозухид, кости конечностей динамозуха имеют небольшие выступающие места для крепления сухожилий. К ним относятся передний вертел в верхней части бедра и шишковидный рубец для прикрепления подвздошно-малоберцовой мышцы на малоберцовой кости. Рубец находится в нижней трети малоберцовой кости, в то время как у риохазуха он расположен по середине.

Систематика

Динамозух относится к семейству орнитозухиды в качестве сестринского таксона для вентикозуха из карнийской формации Ишигуалисто. Орнитозухиды - одна из примитивных групп архозавров, обитавшая в триасовом периоде. Они были доминирующими хищниками на территории Южной Америки и Британии. Большинство из них было квадропедальными, однако орнитозух мог вставать на задние лапы.

Pseudosuchia

Phytosauria 0u5b0dcfda-6117d1ec-4eaedf1c.jpg

Nundasuchus Нундазух.png

Gracilisuchidae Турфанозух2.jpg

Other suchians Якарерани.png

Aetosauria Типоторакс2.jpg

Erpetosuchidae Erpetosuchus BW.jpg

Ornithosuchidae

Ornithosuchus Орнитозух и гиперодапедон.jpg

Riojasuchus

Venaticosuchus

Dynamosuchus

Палеоэкология

Динамозух был крупным хищником, охотящимся на травоядных цинодонтов экзаэротодона, ринхозавров гиперодапедонов и базальных завроподоморфов пампадромеев и багвалозавров. Конкуренцию мог составить цинодонт трусидоцинодон.

Источники