ФЭНДОМ

Динеобеллатор (лат. Dineobellator) — род динозавров из семейства дромеозаврид, ископаемые остатки которых найдены в верхнемеловой формации Охо Аламо, штат Нью-Мексико (США). В род включают единственный вид Dineobellator notohesperus.

История находки

0u727978df-20fd62f0-693494dc
0u39043a80-487f8e96-3d064ef5

В 2008 году в формации Охо Аламо, штат Нью-Мексико (США) были найдены окаменелые остатки неизвестного динозавра. В 2020 году группа палеонтологов под руководством Стивена Ясински назвала и описала новый вид Dineobellator notohesperus. Таксон был основан на голотипе SMP VP-2430, представляющем собой несочленённые элементы черепа, фрагменты конечностей и позвонков. Родовое название составлено из слова Diné — самоназвания индейского народа навахо, издревле жившем на этой территории, с добавлением лат. bellator — «воин». Видовой эпитет составлен из греч. noto — «южный» и греч. hesper — «западный», с отсылкой на юго-запад США.

Описание

Динеобеллатор был среднеразмерным дромеозавридом, сравнимым по размеру с Велоцираптором и Заврорнитолестом. Его длина оценивается в 2 метра, а масса — от 18 до 22 килограммов. Несмотря на скудность остатков, образец раскрывает множество аспектов морфологии животного, которые проливают свет на новые поведенческие признаки представителей группы. Уникальные особенности его передних конечностей предполагают более высокие прочностные характеристики при сгибании, чем у прочих дромеозаврид, в сочетании с относительно более жёсткой силой сцепления в когтях передних конечностей. Хвостовые позвонки предполагают большее движение около основания хвоста, что способствовало увеличению ловкости животного.

На переднем крае локтевой кости обнаружены по меньшей мере 6 выростов, идентифицированных как перьевые бугорки, что указывает на наличие у животного 12—14 маховых перьев.

Палеобиология

Филогенетический анализ, проведённый авторами описания, помещает Динеобеллаторам в подсемейство велоцирапторин. Присутствие этого дромеозаврида, наряду с Ахероптором и Дакотараптором, указывает на то, что велоцирапторины продолжали эволюционировать и диверсифицироваться после своего кампан-маастрихтского переселения из Азии. Поскольку эти таксоны не образуют монофилетическую кладу, предполагается, что в кампанскую и маастрихтскую эпохи присутствовало несколько родов дромеозаврид, в том числе как минимум 2 рода в северных, и 1 — в южных пределах Ларамидии. Эти линии следовали определёнными эволюционными путями, по-видимому, заполняя похожие экологические ниши в соответствующих экосистемах. Филогенетический анализ предполагает, по крайней мере, 4 кампанские линии, и, по крайней мере, 2—3 из них остаются в Северной Америке в маастрихте.

Палеоэкология

Как представитель формации Охо Аламо, Динеобеллатор сосуществовал с крупными динозаврами, такими, как цератопсиды (Оджоцератопс и Торозавр), гадрозаврами (Эдмонтозавр и Критозавр) и сальтазавридами (Аламозавр). Крупнейшими хищниками экосистемы формации были крокодиломорф дейнозух (лат. Deinosuchus), аждархидовый птерозавр кетцалькоатль и тираннозавр (лат. Tyrannosaurus). Присутствие Динеобеллатора предполагает, что дромеозавриды были активными хищниками, занимавшие отдельные экологические ниши даже в присутствии крупных тираннозавров. Другими тероподами, с которыми сосуществовал Динеобеллатор, были ценагнатиды (Ojoraptorsaurus), орнитомимиды и троодонтиды. Между тем, в отложениях формации сохранились фоссилии по меньшей мере 8 различных млекопитающих, таких как Альфадон, Essonodon, Mesodma и Meniscoessus, а также остатки 7 родов черепах (Aspideretoides, Compsemys, Hoplochelys, Neurankylus, Plastomenus и, возможно, Adocus и Basilemys). Каждый из этих млекопитающих и черепах мог служить пищей для Динеобеллатора.

Один из 10-сантиметровых когтей на правой передней лапе голотипа имеет шрамы, указывающие на внутривидовую борьбу, в которую было вовлечено животное. Помимо этого, в образце задокументировано сломанное и зажившее ребро.

Источники

Галерея