Вымершие животные вики
Advertisement

Диплобелиды (лат. Diplobelida) — отряд головоногих моллюсков из надотряда белемноидей.

Описание

Диплобелиды отличались от белемнитов крайне редуцированным ростром, который из мощного кальцитового образования, расположенного на заднем конце тела, у них превратился в тонкую арагонитовую оболочку, иногда не толще бумажного листа, покрывающую фрагмокон — разделенную на отдельные отсеки часть раковины, служившую поплавком.

Систематика

Некоторые палеонтологи убеждены, что диплобелиды — сборная группа и что различные животные, включаемые в этот отряд, в разное время независимо друг от друга произошли от разных белемнитов путем редукции ростра.

Из-за отсутствия у диплобелид тяжелого ростра-противовеса, большинство исследователей считают, что диплобелиды плавали головой вниз, ориентируясь вертикально или наклонно, подобно современным спирулам.

Возможно, именно кто-то из диплобелид является предком современных спирул.

В настоящее время выделяют два семейства:

  • Diplobelidae
  • Chondroteuthididae

Образ жизни

Диплобелиды, как и белемниты, были морскими животными.

Диплобелиды были хищниками. Как показывают палеонтологические находки, вертикальное или наклонное положение тела, неудобное для быстрого плавания, не мешало им быть успешными охотниками, ловившими небольшую подвижную рыбу, например, лептолеписов. Охотились они, скорее всего, из засады, неподвижно замирая и подкарауливая неосторожную рыбу. Схватив оказавшуюся поблизости рыбу десятью руками, усаженными острыми крючьями своим мощным клювом перекусывал ей позвоночник подобно современным кальмарам.

Узнать подробности об охоте диплобелид позволили уникальные находки нескольких особей вида Clarkeiteuthis conocauda (до 2013 года известного как Phragmoteuthis conocauda) из окрестностей Хольцмадена (Германия). Увлёкшиеся поедание добычи моллюски после прокусывания плавательного пузыря своей добычи начали опускать ко дну и попали в бескислородные слои воды, что стоило им жизни. Возможно, такие истории случались не постоянно, а лишь в редкие годы, когда бескислородные воды поднимались необычно близко к поверхности и жившим в приповерхностных слоях воды животным достаточно было погрузиться на небольшую, еще вчера безопасную глубину, чтобы оказаться в условиях дефицита кислорода. Подробно эти находки были описаны в 2019 году в статье Predatory behaviour and taphonomy of a Jurassic belemnoid coleoid (Diplobelida, Cephalopoda), опубликованной в Scientific Reports.

Источники