ФЭНДОМ

Диплокаулус, также известен как диплокауль или диплокаулюс — вымершая амфибия-липоспондил, жившая 299—251 млн лет назад на территории Иллинойса, Техаса, Оклахомы (США) и севера Марокко.

История открытия

Род Diplocaulus описан Э. Д. Коупом в 1877 году из ранней перми Техаса. Типовой вид — D. salamandroides, наиболее известен вид D. magnicornis. Размах крыльев черепа последнего вида достигал 34 см, что соответствует общей длине до 1 метра. Известно примерно 9 видов диплокаулусов.

Описание

Диплокауль череп

Череп

Диплокаул скелет

Наиболее заметный признак — расширенная в виде бумеранга голова. Некоторые ученые считают, что она, возможно, использовалась в качестве подводного крыла. Это позволило бы диплокаулусу снять сверху воду. Выросты образованы таблитчатыми и чешуйчатыми костями. Череп очень плоский. Рот маленький, нижняя челюсть не связана с боковыми выростами. Кости неба прирастают к мозговой коробке, развиты ямы между крыловидными костями. Тело плоское, расширенное (почти листовидной формы). Конечности короткие. Хвост описывают как короткий, но на изображениях полного скелета изображают длинным, почти бичевидным. У близкого рода кератерпетон хвост длинный. Назначение выростов черепа остается неясным. По одной из гипотез, это защита от проглатывания более крупными хищниками. Другая теория предполагает использование «бумеранга» как своеобразного крыла для плавания.

Диплокаул строение

Плавание, вероятно, осуществлялось с помощью хвоста, хотя иногда высказывается предположение, что диплокаулус и близкие к нему животные плавали, изгибая плоское тело вверх-вниз. Следует отметить, что общая форма тела этих животных скорее всего, соответствует малоподвижному придонному образу жизни. Не исключено, что диплокаулус мог маскироваться под опавшие листья папоротников и птеридоспермов, при условии наличия соответствующей окраски.

Интересные факты

  • Диплокаулус 6
    В 2005 году в Интернете появилась фотография диплокаулуса в тазе. Снимок производил впечатление любительского — будто люди на даче или в походе поймали в лесной речке необычного зверя и решили сфотографировать на память. Однако диплокаулус не живой, а резиновый, изготовленный японским мастером по фамилии Кас (T.T. Kas) из Токио. Этот мастер занимается изготовлением очень реалистичных моделей вымерших или фантастических животных. Причем, создавая модели реальных, но вымерших существ он старается соблюдать максимальную научную достоверность. Сам автор вовсе не собирался никого разыгрывать или обманывать. На своем сайте он вывесил эту фотографию среди прочих работ и честно подписал, что это пластиковая модель пермской амфибии. Затем кто-то скопировал этот снимок на другой сайт, уже без подписи, и так фотография пустилась в «путешествие» по Интернету, постепенно обрастая различными предположениями и фантастическими подробностями.
  • В период перми в природе насчитывалось несколько разновидностей диплокаулуса, причем отличались они своим окрасом, но имели идентичный внешний вид. Различные цвета и оттенки определялись средой обитания, например, жители папоротниковых долин были зелеными, а обитатели пустынь отличались серо-желтым окрасом (под цвет песка).

Галерея

Основная статья: Диплокаулус/Галерея