ФЭНДОМ

Дицинодон (лат. Dicynodon) - самый известный представитель инфраотряда дицинодонтов, найденный на территории Бразилии, США, Китая, Индии, Танзании, Замбии, ЮАР, Шотландии и живший 253.8–251 млн лет назад.

Описание

Все виды рода сохраняют лишь два верхних клыка, другие зубы отсутствуют. Возможен половой диморфизм – более крупные клыки у самцов. Форма черепа у разных видов различна, что может отражать различные особенности питания.

Вероятно, все дицинодоны были растительноядными или всеядными. Длина черепа разных видов от 9 до 45 см. Тело массивное, длинное. Ноги чаще короткие, массивные, лапы когтистые.

История

Первый из описанных представителей группы. Вид D. lacerticeps был описан Р. Оуэном в 1845 году из позднепермских (тогда считавшихся триасовыми) отложений Южной Африки. Название рода отражает наличие двух крупных верхних клыков.Первоначально дицинодон считался чем-то вроде промежуточной формы между ящерицами и черепахами. В частности, скульптуры Б. У. Хокинса в Кристалл-Палас в Лондоне изображают дицинодонов как черепах с клыками. Позднее стало ясно, что животное отнсится к синапсидам. Для дицинодона был предложен особый отряд аномодонты (страннозубые). Одно время практически всех дицинодонтов с клыками относили к роду Dicynodon. Сейчас объем рода сокращен до примерно 50-53 видов. Вероятно, часть из них относится к особым родам.

Дицинодон описан и из поздней перми (северодвинская эпоха) России. Русский вид D. trautscholdi был выделен В.П. Амалицким на основании находок в знаменитом местонахождении Соколки на Малой Северной Двине. Не исключено, что виды рода Dicynodon могли быть предками триасовых дицинодонтов (в частности, D. trigonocephalus может быть близок к предкам листрозавра).

В культуре

Дицинодон появляется в "Армагеддоне животных" вместе с Листрозавром

Галерея