Вымершие животные вики
Advertisement

Дриозавр (лат. Dryosaurus altus) — род крупных дриозаврид из США, живших в конце юрского периода, 156,3—148,6 млн лет назад.

История открытия

Нога, таз и зуб, описанные Чарльзом Маршем в 1878 году

В 1876 году Сэмюэл Уэнделл Уиллистон в округе Олбани (штат Вайоминг) обнаружил останки маленьких орнитопод ранее неизвестного рода. Два года спустя профессор Отниэль Чарльз Марш описал найденные останки как новый вид лаозавра и присвоил ему название "Laosaurus altus". Этот вид был выделен в отдельный род Dryosaurus spp. позже. Несколько окаменелостей из Вайоминга были отнесены к этому виду: данные находки включают образцы YPM 1884; AMNH 834 и CM 1949, последний из которых выкопал в 1905 году Уильям Х. Аттербек. Весной 1972 года палеонтолог Родни Д. Шитц и его семья обнаружили новое ископаемое место примерно в пяти милях от Уравана, штат Колорадо. Это место было отмечено в статье 1973 года, и Шеец продолжал копать на этом месте ежегодно, пока не опубликовал короткую заметку в 1991 году. К тому времени было раскопано около 2500 фрагментов, почти все из которых, как полагают, принадлежали дриозавру. Представлены по меньшей мере восемь особей в возрасте от ювенильного до эмбрионального. В образце также была представлена яичная скорлупа. Шеец заявил о своем намерении продолжить работу на объекте после публикации записки. Другой палеонтолог, Грегори С. Пол в своем полевом руководстве по динозаврам 2010 года предположил, что образец из Юты представляет собой отдельный вид, что было подтверждено Карпентером и Гальтоном (2018), которые описали данную находку как новый вид - Dryosaurus elderae. В последствии новый вид был официально приписан непосредственно к роду Dryosaurus.

Этимология

Латинское название ящера Dryosaurus переводится как "ящер дуба" или "дубовый ящер". Это имя было присвоено ему из-за особой формы зубов, которые напоминали по своей форме дубовые листья. Видовое имя "altus" переводится как "высокий", потому что он был больше по размерам, чем многие другие представители дриозаврид.

Описание

Сравнение Dryosaurus elderae с человеком

Согласно оценке Грегори Пола 2016 года, взрослые особи обоих видов в среднем достигали в длину 3 м (9,84 фута), 1,4 м (4,59 фута) в высоту и весили до 100 кг (220 фунтов). Точное вычисление размеров осложняется тем фактом, что все останки дриозавров принадлежали подросткам или ещё не полностью выросшим особям. Исходя из найденных останков, исследователи предположили, что длина тела относительно ювелирных особей составляла 2,5 м, а вес - от 70 до 90 кг.

Благодаря множественным находкам данного рода динозавров палеонтологам хорошо известно его строение и внешний вид. Дриозавр обладал типичным для многих дриозаврид телосложением: длинный хвост, мощные задние ноги, бочкообразное тело и некрупная голова на длинной шее. Седалищная кость немного превышает по длине лобковую кость, к тому же заканчивается небольшим закруглением и немного выгибается примерно по середине. Ветлужная впадина маленькая. Подзвдошная кость была крупной, но не крупнее, чем у остальных представителей семейства. Бедренная кость менее длинная, чем большеберцовая кость, что указывает на хорошие беговые способности ящера. Большая поверхность большеберцовой кости создавала место для крепления мощной икроножной мышцы. Ноги имели по три крупных пальца, которые были немного расставлены в стороны и имели

6990700-10691354.jpg

затупленные когти, которые могли использоваться при рытье земли в поисках пищи (например, семян или кореньев). Длинный хвост состоит из 40 с лишним позвонков и составляет более половины всей длины животного. Самый последний позвонок имеет вытянутую клиновидную форму. Передние конечности существенно меньше задних и имеют по пять коротких пальцев, и, если остальные пальцы имеют почти одинаковые размеры, то "мизинец" был самым маленьким. Локтевая и лучевая кость немногим уступают в длине плечевой кости. Шея длинная и подвижная, состоит из 7-8 позвонков, имеющих слегка сплющенную форму. Череп, как и у всех орнитопод, был наделён роговым клювом, широким и слегка вытянутым. Зубы дриозавра характеризированы наличием сильным срединным гребнем на боковой поверхности и располагались только лишь в районе щёк, впереди их заменял уже выше упомянутый клюв. Наличие щёчных зубов и, соответственно, перемалывающего типа жевания говорит о том, что животное должно было иметь мясистые щёчные структуры, дабы предотвратить выпадение пищи изо рта. Глазницы были крупными, ноздри были вытянутыми и имели форму подсолнуховой семечки.

Субадульные особи

Череп молодой особи (голотип вида D. elderae)

Окаменелости, обнаруженные в национальном парке Динозавр, показывают, что дриозавр имел аналогичные модели краниофациального развития других позвоночный; глаза у молодых были пропорционально большими, а морда - короткой. По мере роста глазницы становились меньше, а морда вытягивалась и удлинялась.

Систематика

До недавнего времени многие виды (келловозавр, кангназавр признаны nomen dibium, хотя это до сих пор остаётся предметом дисскусий) рассматривались как сомнительные или же принадлежащие к типовому роду дриозавр (дисалотозавр, вальдозавр и т.д.). Тем не менее, в недавних исследованиях эти роды рассматриваются как валидные. Ниже приведена кладограмма из работы Paul M. Barrett, Richard J. Butler, Richard J. Twitchett и Stephen Hutt 2011 года[1]:

Rhabdodontidae 

Muttaburrasaurus

Rhabdodon

Zalmoxes

Tenontosaurus

 Dryomorpha 

Ankylopollexia

 Dryosauridae 

Callovosaurus

Kangnasaurus

Dryosaurus

Dysalotosaurus

Valdosaurus

Elrhazosaurus

Дриозавр в фильме "Когда по Америке бродили динозавры"

  • Дриозавр показан в фильме «Прогулки с динозаврами».
  • Самка дриозавра с парой детёнышей участвует в третьем сегменте документального фильма Discovery "Когда по Америке бродили динозавры", действие которого происходит 150 миллионов лет назад на территории современной Юты. Во время засушливого сезона дриозавры мигрируют к реке, которая также пересохла. Пока они пытаются напиться из выкопанной стегозавром ямы, нападает цератозавр, и стае приходится бежать. Хищник настигает и убивает одного из детёнышей. Оставшиеся в живых прячутся в группе камаразавров и продолжают миграцию с ними, заодно подбирая оброненные зауроподами при кормёжке ветви хвойных. Отмечается, что дриозавры пережёвывают свою пищу.
  • Скелеты дриозавра и цератозавра на экспозиции в Музее Карнеги

    Упоминается в одной из песен мультфильма "Поезд Динозавров".

Галерея

Advertisement