Вымершие животные вики
Advertisement

Дромеозавроидес (лат. Dromaeosauroides) — род динозавров из семейства дромеозаврид. Хищное животное средних размеров. Известен по зубам, похожим на зубы дромеозавра, найденным в Дании (о. Борнхольм). Обнаружен в нижнемеловых отложениях.

История изучения

Было найдено несколько останков динозавров. Материковая часть западной Дании — маловероятный регион для обнаружения останков динозавров, так как мезозойские отложения там представляют собой морской маастрихтский мел. Ископаемые останки морских животных, не относящихся к динозаврам, включая мозазавров и плезиозавров. Мезозойские отложения в Скании, Швеция, намного богаче окаменелостями, в том числе динозаврами. Датский остров Борнхольм в Балтийском море был частью того же массива суши, что и Скания (скандинавско-российский континент), и имеет аналогичную геологию. Юго-западная часть острова — единственное место в Дании, где сохранились останки динозавров.

Dromaeosauroides size.jpg

В течение 1990-х годов проект Fossil Project (расформированный в 2005 году) был сформирован группой безработных, получивших финансирование от Дании и ЕЭС для поддержания геологических объектов на Борнхольме. Один из них, «песочница Карла Нильсена» в долине Роббедейл (не путать с формацией Роббедейл, где не были обнаружены останки позвоночных), является частью формации Джидегаард. Возраст этого образования 140 миллионов лет, он относится к позднебериасскому (или рязанскому) этапу раннего мелового периода. В рамках проекта Fossil Project песок на этих участках был просеян в сотрудничестве с центром интерпретации NaturBornholm, который продемонстрировал обнаруженные окаменелости. В сентябре 2000 г. датские палеонтологи Пер Кристиансен и Нильс Бонд провели здесь полевой курс «Охота на датских динозавров». Во время курса студентка-геолог Элиза Ярл Эструп нашла зуб теропода, первого динозавра, обнаруженного на территории Дании, и эта находка была записана местной телевизионной станцией.

Зуб был представлен на 45-м ежегодном собрании Палеонтологической ассоциации в 2001 году и идентифицирован как дромеозавр. В 2003 году из зуба (MGUH 27218 / DK 315) был сделан голотип Dromaeosauroidesbornholmensis, названный и описанный Кристиансеном и Бондом. Род Dromaeosaurus с греческого -ides («в форме»), относящийся к сходству между зубами двух родов. Конкретное название относится к Борнхольму. Само название Dromaeosaurus переводится как «стремительный» или «бегущая рептилия». Бонд и Кристиансен ожидали, что первые датские динозавры останутся зубами травоядных динозавров, таких как гипсилофодонты или игуанодон, и были удивлены, обнаружив вместо них зуб дромеозавра, поскольку они редко встречаются в формациях раннего мела; травоядных было бы больше, чем плотоядных. Поскольку дромеозавр казался большим, они ожидали, что в будущем можно будет найти упругие кости, такие как когти. Палеонтологи не ожидали, что в формации будут обнаружены кости более крупных динозавров (поскольку они, скорее всего, были обнаружены при коммерческой эксплуатации песка), но надеялись, что останки мезозойского млекопитающего будут найдены. Голотипный зуб был проиллюстрирован в нескольких книгах и исследовательских статьях. Он был сертифицирован как «Danekr» («датское существо» в соответствии с датским законом о музеях 1990 года, защищающим важные окаменелости), когда его научное значение было оценено Геологическим музеем в Копенгагене.

В конце лета 2008 года рейнджер Йенс Кофоед обнаружил второй зуб дромеозаврида. Этот экземпляр (DK 559) был найден в том же месте и позже также отнесен к D. bornholmensis. Кофоед объяснил, что находки были неожиданными, потому что люди безуспешно искали останки динозавров в Дании в течение многих лет, и это было похоже на поиск «иголки в стоге сена». В пресс-релизе второй зуб дромеозавра был также сертифицирован Данекро Музеем естественной истории Дании, который сравнил животное с хищниками в "Парке Юрского периода", отметив, что животные, в отличие от хищников из фильма, были покрыты перьями.

Dromaeosauroides.jpg

После открытия Dromaeosauroides на Борнхольме было обнаружено больше динозавров. В 2002 году в формации Джидегаард был обнаружен зуб, который, как считается, принадлежал молодому зауроподу титанозавра. Следы завропода и тиреофора были обнаружены в среднеюрской формации Бага в 2005 г. Маленькие дромеозавры и неопределенные зубы манирапторов из формации Рабекке раннего мела были зарегистрированы в 2008 г., а следы зауроподов также были обнаружены в формации в том же году. В 2011 году в формации Баго были обнаружены следы зауропода, тиреофорана и теропода. Следы нижней юры, обнаруженные в формации Рённе на Борнхольме в 2014 году, являются самым ранним свидетельством активности динозавров в Дании. Зуб санниодона был найден в формации Рабекке в 2004 году, что сделало его первым известным датским и скандинавским мезозойским млекопитающим

В 2012 году Джеспер Милан и его коллеги описали два копролита (окаменелые фекалии), содержащие рыбью чешую и кости. Они были обнаружены в формации Жидегаард, первых таких окаменелостях, обнаруженных в датских континентальных мезозойских отложениях. Хотя производитель этих фекалий не может быть определен с уверенностью, наиболее вероятными кандидатами являются морские черепахи и дромеозавриды, такие как Dromaeosauroides.

Описание

Зуб дромеозавроидеса.jpg

Зубы ископаемых теропод обычно идентифицируются по характеристикам, включая размер, пропорции, кривизну коронки, морфологию и количество зубцов (зубцов). Голотип D.bornholmensis представляет собой коронку зуба длиной 21,7 миллиметра (0,85 дюйма), шириной 9,7 миллиметра (0,38 дюйма) спереди назад и 6,6 миллиметра (0,26 дюйма) у основания. Передняя часть зуба была стертой, что указывало на то, что он выпал при жизни животного. Кроме того, он пострадал от тафономического износа; основание зуба неправильное, поэтому, возможно, он был немного длиннее в жизни. Кривизна и длина голотипа зуба, а также длина его задней режущей кромки (киля) указывают на то, что он находился в передней части челюсти.

Зуб загнут назад с загибом назад, в поперечном сечении имеет овальную форму. Его передняя и задняя режущие кромки с мелкими зубцами заходят на две трети вниз с каждой кромки. На миллиметр (0,04 дюйма) приходится шесть зубчиков, каждый квадратный и точеный. Общая форма зуба, его ширина и форма в поперечном сечении и его кривизна напоминают зубцы верхней челюсти (верхней челюсти) и нижней челюсти у видов Dromaeosaurus albertensis из Северной Америки. Канавки крови нечеткие или отсутствуют, также похожи на Dromaeosaurus и отличаются от представителей подсемейства Velociraptorinae. Dromaeosauroides отличается от Dromaeosaurus тем, что режущая кромка на передней стороне находится дальше от середины зуба. Хотя зуб больше, а зубчики похожи, каждый зубчик был меньше, чем у Dromaeosaurus, у которого было только 13-20 зубчиков на 5 миллиметров (0,20 дюйма) вместо 30 у Dromaeosauroides. Второй известный зуб меньше — 15 миллиметров (0,59 дюйма) — с теми же характеристиками, что и голотип.

Зуб голотипа примерно на 25 процентов больше, чем эквивалентные зубы Dromaeosaurus, из которых длина тела Dromaeosauroides была оценена в 3 метра (120 дюймов) или более; это могло быть от 3 до 4 метров (от 9,8 до 13,1 футов). В одном из интервью Кристиансен оценил его череп в 35 сантиметров (14 дюймов) в длину и вес животного в 40 килограммов (88 фунтов); Для сравнения, бенгальский тигр такой же длины весил бы от 150 до 180 кг (от 330 до 400 фунтов). Как дромеозавр, Dromaeosauroides имел бы большой серповидный коготь на своем высокомобильном втором пальце ноги, как и его родственники Dromaeosaurus, Velociraptor и Deinonychus. Эта группа тесно связана с птицами, и в центре интерпретации NaturBornholm находится скульптура Dromaeosauroides примерно в натуральную величину, покрытая перьями. Более поздние китайские находки хорошо сохранившихся пернатых дромеозавров показывают, что у скульптуры должно быть все больше и больше перьев, чтобы быть точным. Хотя некоторые более мелкие дромеозавриды могли летать, полет был маловероятен для животного размером с Dromaeosauroides.

Классификация

Некоторые особенности зуба известны только от представителей семейства Dromaeosauridae тероподовых динозавров. Dromaeosauroides был классифицирован как член подсемейства Dromaeosaurinae в пределах Dromaeosauridae из-за его сходства с дромеозавром. Несмотря на сходство, Dromaeosauroides не считается частью этого рода. Маловероятно, что род просуществует 60 миллионов лет; Dromaeosauroides жили в раннем меловом периоде, а Dromaeosaurus — в позднем меловом периоде. Различия между зубчиками также указывают на то, что их следует хранить отдельно.

Согласно Бонде, Dromaeosauroides — один из старейших известных дромеозавров в мире; более древние останки, по большей части, были отнесены к Dromaeosauridae лишь предварительно. Dromaeosauroides был первым определенным дромеозавридом, известным из раннего мела Европы, в зависимости от идентичности Nuthetes из формации Средний Пурбек в Соединенном Королевстве (которая может немного предшествовать формации Jydegaard). Неизвестно, имеет ли ювенильный голотип Nuthetes характеристики дромеозаврид. Большие экземпляры, относящиеся к Nuthetes, по-видимому, принадлежат к истинным дромеозаврам и могут принадлежать скорее к Dromaeosauroides, чем Nuthetes. Эти образцы имеют размеры от 15 до 18 миллиметров (от 0,59 до 0,71 дюйма).

Некоторые ученые считали Dromaeosauroides неопределенным дромеозавридом. Бонд ответил, что, поскольку зубы отличаются от зубов других дромеозавров раннего мелового периода (и более поздних членов группы, включая дромеозавров), это следует считать действительным. Он также сказал, что эти ученые предоставили неверную информацию о местонахождении, слое и возрасте экземпляра, и что обстоятельства его наименования не отличаются от таковых для других таксонов на основе зубов. Немецкий палеонтолог Оливер В. М. Раухут и его коллеги предупредили в 2010 году, что зубы теропод из поздней юры / раннего мела, аналогичные зубам дромеозавров, могли принадлежать маленьким тираннозавроидам Proceratosaurus или родственным таксонам.

Палеоэкология

Сегодня открыт только угол формации Джидегаард; остаток зарос. Жидегаард является частью группы Найкер, которая включает три формации (Рабекке, Роббедейл и Джидегаард) от берриаса до валанжинцев раннего мелового периода. Жидегаард состоит из отложений, отложившихся в лагуне от свежей до солоноватой, обращенной к прибрежной полосе. В дополнение к Dromaeosauroides и возможному титанозавру в месторождении были обнаружены останки гибодонтовых акул, рыб, таких как Lepidotes и Pleuropholis, черепах, ящериц, крокодилов Pholidosaurus и тонкие фрагменты костей птиц или птерозавров. Двустворчатые моллюски Neomiodon в изобилии встречаются в нижних отложениях (слой Neomiodon), что указывает на массовую смертность, возможно, из-за токсинов динофлагеллат.

Рыба и двустворчатые моллюски были найдены в глине, которая, вероятно, была лагуной, а динозавры и ящерицы — в песке, который, вероятно, был сушей, а может быть, пляжем; черепахи и крокодилы были найдены в обоих. Пресноводные улитки были найдены в глине, которая, возможно, была неглубокой, в высыхающих озерах за песчаным барьером между лагуной и морем, в месте, возможно, похожем на Флорида-Кис или на юго-западное побережье Ютландии. Возможно, там динозавры питались остатками растений и мелких наземных животных, а тероподы, возможно, охотились на берегу. Борнхольм и Скания, кажется, единственные места, где можно найти остатки скандинавско-русской фауны раннего мелового периода. Дальнейшие исследования могут показать, имеет ли эта фауна европейское или азиатское сходство.

Основываясь на возможных копролитах дромеозавров из формации Джидегаард, которые содержали чешую рыб Lepidotes, Милан и его коллеги предположили, что некоторые дромеозавриды могли ловить рыбу с помощью увеличенного серповидного когтя на втором пальце стопы, аналогично «ловле с копья». Это было предложено для теропод Baryonyx и его увеличенного когтя большого пальца. Более крупный из двух копролитов свидетельствует о копрофагии.

Источники