ФЭНДОМ

Redstar

Завроктон - род синапсидов из группы горгонопсов, обитавший в поздней перми на территории России и Танзании.

Описание

Завроктон отдалённо напоминал более поздних саблезубых, однако мог вести в отличие от них полуводный образ жизни. Анализ Е. Гебауэр показал, что синапсид мог передвигаться с выпрямленными передними ногами.

S66734302

Верхний профиль черепа слегка изогнут, понижается по мере приближения к передней части. Нижний край челюсти лишён зубов перед клыками, образуя пологую ступеньку. Носовые кости длинные, узкие. Как и челюсти, сильно покрыты орнаментом. Глазницы некрупные, височные окна удлинённые, умеренной величины. Скуловая дуга узкая.

S13465781

Межглазничная и теменная области черепа слабо расширены. Предтеменная кость очень маленькая. Пинеальное отверстие хорошо выражено. Один образец сохранил обособленную полость, находящуюся впереди пинеального отверстия на внутренней стороне теменной крыши черепа. Затылок вогнут и в передней части направлен вверх. Передние части хоан расширены и создают вместилища для крупных клыков нижней челюсти. Нёбные бугры высокие, но зубы на них редуцированы, вместо них находятся ругозистые утолщения. Несколько рядов и групп мелких зубов находятся на сошнике, крыловидных и нёбных костях. ижняя челюсть мощная, с хорошо выраженным подбородком. Венечный отросток дентария тонкий. Ретроартикулярный отросток почти прямой и короткий. Всего череп имеет 96 зубов - по 10 резцов на верхней и нижней челюсти, по 2 клыка на обеих челюстях, 10 заклыковых зубов на верхней и 12 на нижней челюсти.

Атлант состоит из гипоцентра с двумя несросшимися невральными дугами. Шейные позвонки имеют интерцентры, первый шейные позвонок имеет ребро.

Виды

Завроктон4

S. progressus от Дмитрия Богданова

Sauroctonus progressus (Hartmann-Weinberg, 1938) Bystrov, 1955 - типовый вид, обнаруженный в месторождении Семин Овраг из Тетюшского района Татарстана. Останки датируются началом поздней перми (северодвинский горизонт). Первоначально описан А.П. Гартман-Вейнбергом как вид арктогната. Видовое название «progressus» дано из-за ложного предположения автора, что вид тесно связан с прогрессивными цинодонтами, предками млекопитающих. Иван Ефремов в 1940 году отнёс этого синапсида уже к иностранцевии, и лишь только в 1955 году Быстров выделил его в собственный род. Это позднее подтвердили несколько исследований, проведённые в 1970-ых. Череп низкий и узкий, достигает в длину 22,5 см. S. progressus относится к Ильинскому комплексу фауны. Ивахненко отнёс S. progressus к сцилакопанинам. Син.: Arctognathus progressus Hartmann-Weinberg, 1938 (тип); Inostrancevia progressa (Hartmann-Weinberg, 1938) Efremov, 1940.

Неопределённый Sauroctonus sp. был обнаружен в зоне скутозавров в месторождении Гороховец. Этот образец (нижняя челюсть) идентичен останкам типового вида.

Завроктон2

S. parringtoni

Sauroctonus parringtoni (von Huene, 1950) Gebauer, 2007 - вид из Танзании, обитавший в начале поздней перми. Первоначально описан Хюне как вид сциномогната, однако потом Сигонье определил его к элурогнату, а Гебауэр в 2007 году переописал его как завроктона. Длина черепа - 25 см. Череп относительно выше и шире, с более выгнутым верхним профилем и более массивным нижнечелюстным симфизом.

Систематика

Завроктон вместе с горгонопсом и сцилакопсом образует подсемейство горгонопсины в составе семейства горгонопсиды. Горгонопсы (горгонопсиды) - группа хищных синапсид, доминировавших в пермском периоде. Наибольшее распространение эта группа получила на территории России и южной Африки. 

Анализ горгонопсов за 2018 год:

Nochnitsa

Viatkogorgon

Suchogorgon

Sauroctonus

Pravoslavlevia

Inostrancevia

Eriphostoma

Gorgonops

Cynariops

Lycaenops

Smilesaurus

Arctops

Arctognathus

Rubidgeinae

Aelurognathus

Ruhuhucerberus

Sycosaurus

Rubidgeini

Leontosaurus

Dinogorgon

Clelandina

Rubidgea

Палеоэкология

Завроктон3

Завроктон был одним из крупнейших хищников своей местности. Конкурировать с ним могли только подобные ему горгонопсы, вроде диногоргона или иностранцевии, а все крупные пеликозавры и диноцефалы вымерли к тому времени. Возможно, что для завроктона могли представлять опасность стаи мелких горгонопсов, вроде лиценопсов, в то время как крупные члены семейства охотились по одиночке. Вместе с завроктоном обитали ранние цинодонты процинозухи, тероцефалы, вроде мосхорина, протерозухид архозавр и темноспондильный ринезух. Ни один из них не мог представлять угрозу для крупнейших горгонопосов, а некоторые из них вообще могли служить пищей завроктону наряду с парейазаврами. В его рацион также могли входить проэлгинии, дицинодоны, иделезавры, а также тропидостомы.

В культуре

I-3589
  • У Чешского иллюстратора Зендека Буриана есть знаменитая картина "Завроктон и скутозавры", однако горгонопс на этой картине напоминает скорее иностранцевию.
  • Именно эта картина послужила основой для марок и монет с завроктоном.

Галерея

Источники