Вымершие животные вики
Advertisement

Залмоксес (лат. Zalmoxes) — растительноядный динозавр из Румынии, обитал в меловом периоде 70-66 млн лет назад.

История находки[]

Zalmoxes-skeleton.jpg

Этот вымерший род орнитоподовых динозавров известен из ископаемых останков четырех особей, обнаруженных в Трансильвании, в позднемеловых отложениях Румынии. В 1899 году австро-венгерский ученый, барон Франц Нопча (Franz Nopcsa), описал этот вид под названием Mochlodon robustum, однако в 1915 году был переклассифицирован им под новым именем Rhabdodon robustum.

В 2002 году, в районе Хацег, Трансильвания, были обнаружены новые останки, которые были отнесены Дэвидом Вайсхэмпелом и Дэвидом Норманом к новому роду Zalmoxes, название рода относится к дацианскому божеству Zalmoxis - «Залмоксис». В 2003 году Вайсхэмпел с коллегами, описали новый вид Zalmoxes shqiperorum, на основании разрозненного скелета взрослой особи (голотип BMNH R4900). Более ранние, но более полные образцы, были объединены под видом Zalmoxes robustus.

Описание[]

275px-Zalmoxes dinosaur.png

Реконструкция черепа

Залмоксес - довольно маленький род двуногих травоядных динозавров, с относительно большой головой и клювом. Более крупный вид, Z. shqiporum, достигает длины около 2,5 метра(8,2 фута), Ювенильный образец, причисленный к этому виду, был оценен в 1,2 метра (3,9 фута). Особи, принадлежащие виду Z. robustus достигают 2-2,4 метра (6,6-7,9 футов) в длину. Вид Z. robustus известен примерно из 80% черепа, который был восстановлен из множества изолированных фрагментов. Дэвид Вайсхэмпел с коллегами обнаружили, что череп, вероятно, принадлежал одной особи, поскольку кости были найдены в одном месте и имеют один и тот же цвет. В 1901 году Франц Нопча отнес этот род к семейству Hypsilophodontidae, однако в 1902 году определил к роду камптозавр (Camptosaurus). В 2003 году Дэвид Вайсхэмпел с коллегами, объединили Залмоксеса и родственные виды в новом семействе Rhabdodontidae, входящем в обширную кладу птицетазовых динозавров - Iguanodontia.[1]

Источники[]

Advertisement