Зувулунь (лат. Xuwulong) — род травоядных птицетазовых динозавров, принадлежащих к кладе Ankylopollexia, живших в течение нижнего мела на территории современного Китая.

Описание

0u5085ec87-7729242b-5f247f84.jpg

Род был назван и описан в 2011 году китайскими палеонтологами Ю Хайлу (You Hailu), Ли Дацином (Li Daqing) и Лю Вэйчаном (Liu Weichang). Голотип GSGM-F00001 был найден в бассейне Yujingzi в городском округе Цзюцюань провинции Ганьсу в формации Синьминьпу. Он состоит из частичного скелета взрослой особи, включающего полный череп, почти полный скелет позвоночника и полный левый тазовый пояс. Xuwulong является среднего размера орнитоподом с длиной тела около 5 метров. Типовой вид — Xuwulong yueluni.

Орнитопод очень базальный и близок к к метатаксону гадрозавров и игуанодонтов. Возраст находки датируется ранним меловым периодом, соответственно Xuwulong жил рядом со многими другими динозаврами, включая синорнитозавра.

Отличается своей уникальной нижней челюстью, имеющей V-образный ростральный конец зубного ряда в боковом разрезе и суставной поверхностью нижней челюсти, которая выравнивается по средней высоте зубного ряда, а также увеличенным и опущенным препубийным отростком.

Отличия в строении челюсти могут указывать на другой способ кормления, чем у других гадрозавроидов, или, по крайней мере, на другой источник пищи, и может быть примером разделенияэкологических ниш, учитывая, что Xuwulong жил вместе со многими другими крупными орнитоподами в Восточной Азии в раннем меловом периоде. Он имел много общего с Equijubus, который был признан Hadrosauroid; так что, хотя Xuwulong первоначально считался более ранним производным Hadrosauriform, его позиция с тех пор изменилась

В раннемеловой группе Xinminpu в районе Mazongshan было обнаружено еще два базальных Hadrosauriform, кроме Xuwulong, что делает ее важной областью для изучения происхождения и ранней эволюции утконосых динозавров.

Род Xuwulong был помещен Norman в 2014 году в кладу Neoiguanodontia.

Источники

Галерея