ФЭНДОМ

Ивантозавр (лат. Ivantosaurus ensifer) - примитивный терапсид, известный из отложений середины пермского периода (около 267 млн лет назад) в Очёрском районе Пермской области, в районе деревни Ежово.

Описан П. К. Чудиновым в 1983 году по остаткам фрагментов черепа. Среди фрагментов были максилла и верхние клыки длиной около 19 см, длина типового черепа была около 55 см. Позднее были обнаружены фрагменты второго, более крупного черепа (затылочная часть и мозговая коробка). Общая длина второго черепа могла доходить до 70—75 см. Не исключено, что длина типового клыка преувеличена (верхушка неизвестна) и истинная его длина была около 15 см. Череп часто изображают в литературе, но это слепок-реконструкция, сделанная на основе черепа эотитанозуха. Вероятно, в реальности клыки были относительно короче (как у эотитанозуха и биармозуха).

Образ жизниПравить

Ивантозавр и эстемменозухи

Ивантозавр наблюдает за группой эстемменозухов

Ивантозавр и эотитанозух охотились в тропических лесах и болотах на растительноядных терапсид эстемменозухов, чью толстую кожу могли пробить мощные сабельные клыки ивантозавра. Они вымерли, вытесненные более прогрессивными дейноцефалами на фоне некоторого иссушения климата.

СистематикаПравить

В настоящий момент есть мнение (М. Ф. Ивахненко), что ивантозавр — крупная особь другого хищного терапсида, эотитанозуха, а тот, в свою очередь — взрослая особь биармозуха. Эотитанозух имел череп длиной до 40 см. Синонимичность ивантозавра и эотитанозуха сомнений не вызывает, но включение их в состав рода «биармозух» вызывает сомнение у некоторых авторов.

Внешне эти создания походили на горгонопсид, но были крупнее и примитивнее. Эотитанозухии, как и горгонопсиды - не рептилии, они близки к предкам млекопитающих. На черепе эотитанозуха найдены следы кожных покровов, лишённых чешуи.