Redstar.png

Изазикурсор (лат. Isasicursor, что означает «бегун Исаси» в честь Марсело Пабло Исаси) — это род орнитопод из клады Elasmaria из позднемеловой формации Chorrillo в провинции Санта-Крус в Аргентине. Типовой и единственный вид — Isasicursor santacrucensis. Это был современник зауропода Nullotitan, который был описан в той же статье.

История изучения

В 1980 году геолог Франсиско Э. Нулло заметил наличие костей зауроподов на склоне холма Эстансия Альта Виста, к югу от реки Сентинела в аргентинской провинции Санта-Крус. Он сообщил об этих находках тогдашнему выдающемуся палеонтологу Хосе Бонапарту. Бонапарт выкопал большой шейный позвонок зауропода в 1981 году. Старый участок был перенесен, и новые раскопки были проведены в период с 13 по 17 января и с 14 по 19 марта 2019 года, и был обнаружен новый участок на Эстансия Ла Анита. На площади 2000 квадратных километров (770 квадратных миль) была обнаружена целая новая фауна. Находки зауроподов были названы новым родом Nullotitan, но кости нового орнитопода были также обнаружены техническим специалистом Марсело Пабло Исаси, который лежал рядом с зубами мозазавра.

В 2019 году типовой вид Isasicursor santacrucensis был назван и описан Фернандо Эмилио Новасом, Федерико Лисандро Агнолиным, Себастьяном Розадиллой, Алексисом Мауро Арансиага-Роландо Федерико Бриссон-Эгли, Матиасом Хавьером Моттой, Маурисио Астроню, Мартисиуррильо Мартио Джулио, Мартин Дурио Элли SD´Angelo, Херардо Альварес-Эррера, Адриэль Роберто Джентил, Серхио Боган, Николас Роберто Чименто, Джорди Алексис Гарсия-Марса, Гастон Ло Коко, Серхио Эдуардо Микел, Фатима Ф. Брито, Иезуэль-Лозелена-Сарья, Сузена-Вера, Валеа Валериа Фернандес и Леонардо Сальгадо. Большое количество авторов является следствием того, что в статье описана вся фауна, в которой каждый эксперт внес свой вклад. Название рода чтит Isasi и связывает его имя с латинским курсором «бегун». Обозначение вида относится к его происхождению из провинции Санта-Крус.

220px-Isasicursor.png

Голотип MPM 21525 был обнаружен в слое верхней чорильской свиты, датируемой маастрихтом. Он состоит из верхней части левой голени.

Различные кости из одного места были обозначены как паратипы. Это были MPM 21526, часть шейного позвонка; МРМ 21527: два средних позвонка; МРМ 21528: крестец минус третий крестцовый позвонок; MPM 21529: тридцать передних, средних и задних позвонков разных особей; МРМ 21530: низ правого лопатки; МРМ 21531: нижний конец левой плечевой кости; МРМ 21532: основной корпус левой лобковой кости; МРМ 21533: набор молодых животных, у которых верхняя сторона правой бедренной кости, три верхние стороны левой бедренной кости, три нижние стороны левой бедренной кости и два стержня бедренной кости; МРМ 21534: нижний конец голени; МРМ 21535: концы второй плюсневой кости; МРМ 21536: нижний конец третьей левой плюсневой ноги; МРМ 21537: концы четвертой плюсневой кости; МРМ 21538: четвертая плюсневая кость молодого животного; MPM 21539L: первая ступня первого пальца ноги, первая ступня второго пальца ноги и вторая и третья ступни четвертого пальца ноги; MPM 21540: шесть футов когтей; и МРМ 21541: второй и третий пальцы молодого животного.

Находки представляют как минимум четыре человека. Они находятся в слое длиной 5 метров (16 футов) и толщиной 0,5 метра (1,6 фута). Окаменелости являются частью коллекции Регионального провинциального музея Падре Молина.

Описание

Выделено пять отличительных признаков. Это аутапоморфии, уникальные производные свойства. Крестец изогнут вниз. Первый и второй крестцовые позвонки соединены друг с другом через соединение типа «булавка-и-отверстие». Часть большеберцовой кости утолщена и очень хорошо вверх. На верхней поверхности голени наружная задняя доля имеет дополнительный выступ, обращенный вперед и обращенный вверх. У второй плюсневой кости есть наружная скважина для суставной капсулы, которая выше, чем обычно.

Шейный позвонок килевидный и сплющенный сбоку. Амфикоэльсные позвонки не показывают особых деталей. Крестец имеет шесть крестцовых позвонков и довольно крепок. Исключительно, что сфера изгибается вниз. Килковый первый крестцовый позвонок значительно расширен вбок. Второй сакральный позвонок имеет киль, который проходит в выступ, который вписывается в отверстие в овальной задней грани первого позвонка; их контакт обычно плоский. Четвертый позвонок имеет продольную впадину на нижней стороне с низким выступом спереди. Передняя грань квадратная, задняя грань шестиугольная. Пятый позвонок имеет ту же морфологию снизу. Это снова овальное на передней части, но прямоугольное на задней части. Шестой позвонок также придерживается булавкой в ​​пятом. Хвостовые позвонки слегка амфикоил и имеют длину впадины. Боковые гребни увеличиваются по направлению к задней части, так что в конечном итоге создается шестиугольное поперечное сечение.

У лопатки полость над плечевым суставом круглая и неглубокая, как у Гаспаринисаура и Тринизаура. Передняя нога относительно длинная, но короче задней. Коридор был, вероятно, необязательным двуногим: на высокой скорости животное ходило только на задних ногах. Тот факт, что передняя нога не использовалась для мощной продажи, ясен из дельта-детекторального гребня плечевой кости, который уменьшен до низкого выступа. Снаружи его пересекают многочисленные шероховатости для сухожилий. Плечевая кость изгибается наружу. Обе эти характеристики обычно эластичны.

Лобок, по-видимому, не касался обтураторного отростка седалищной кости, что означает, что заднее отверстие не закрыто, а открыто вниз.

Для бедренной кости главный вертел в верхней части выпуклый, а внутри отделен канавкой от переднего узкого хвостового вертела. Передняя канавка плохо развита между узлами нижних швов. Внутренний узелок не расширен наружу. При большеберцовой кости расширение вверх над поверхностью сустава придает ему треугольный профиль. Этот гребень также утолщен, с круглой вершиной. Криста латерализис также толстая, с прямым передним краем. Треугольная наружная доля верхней поверхности имеет специальный наклонный выступ вперед. Нижняя внешняя часть ноги имеет удлиненную расческу, которая образует возвышение посередине. Внутренний пост не согнут вперед. У молодых животных все эти признаки менее выражены в нижней части голени.

Вторая плюсневая кость сплющена сверху и утолщена спереди назад, синапоморфия Elasmaria. Однако утолщение остается ограниченным. С третьей плюсневой костью самый внутренний нижний суставной выступ является самым большим. С удивительно крепкой четвертой плюсневой ногой верхний наружный край образует острый выступ; в Таленкауэне, Морозавре и Стиракостерне эта пьеса завершена. Нижняя поверхность образует параллелограмм, задний край которого больше выступает внутрь, но изогнут наружу. Ноги пальца ноги крепкие и короткие, также спереди назад, отвлеченная особенность. Коготки стопы не копытообразные, а острые, хотя и с плоским дном.

Источники