Иксалерпетон (лат. Ixalerpeton, что означает «прыгающая рептилия») — род небольших двуногих динозавроморфов из семейства лагерпетид (лат. Lagerpetidae), содержащий один вид, I. polesinensis. Он жил в позднем триасе Бразилии вместе с зауроподоморфным динозавром Buriolestes.

Описание

0u562d87fc-5f72d33d-34a50f48.png

Образец голотипа Ixalerpeton под номером ULBRA-PVT059 состоит из частей черепа, позвоночника и всех четырех конечностей. Образец взят из бразильской формации Санта-Мария, где он был обнаружен рядом с двумя особями Buriolestes, а также рядом бедренных костей, принадлежащих второй особи Ixalerpeton. Название рода Ixalerpeton сочетает в себе греческие слова ixalos («прыгающий») и erpeton («рептилия»), а название вида polesinensis относится к городу Сан-Жуан-ду-Полесин, где расположен участок раскопок.

Ixalerpeton был похож на других лагерпетид (а именно Dromomeron и Lagerpeton) с длинными задними конечностями с хорошо развитыми мышечными прикреплениями на бедре; в частности, его четвертый вертел был довольно большим и образовывал гребень (в отличие от Dromomeron). Тем не менее, последние несколько спинных позвонков Ixalerpeton не имеют наклоненных вперед шипов, как у Lagerpeton (которые были связаны с прыгающим образом жизни последнего).

Филогенетический анализ 2016 года показал, что Ixalerpeton был ближайшим родственником Dromomeron.

Подобно формациям Ischigualasto и Chinle, в формация Santa Maria сохранились как Ixalerpeton (динозавроморф, не являющийся динозавром), так и Buriolestes (динозавр). Это указывает на то, что динозавры не сразу заменили своих предков динозавроморфов.

Источники