Исанозавр (лат. Isanosaurus (что означает «ящерица из Исана [северо-восточный Таиланд]») — один из первых зауроподовых динозавров. Он жил около 210 миллионов лет назад во время верхнего триаса (поздний норийский — ретийский ярусы) в Таиланде. Единственный вид Isanosaurus attavipachi. Хотя он важен для понимания происхождения и ранней эволюции зауроподов, сам Isanosaurus плохо известен. Точные отношения его с другими ранними зауроподами остаются нерешенными.

Описание

0u41e202b8-47129af9-2c6b2499.jpg

Единственный найденный образец включает шейный позвонок, спинной позвонок и часть второго спинного позвонка, шесть хвостовых позвонков, два шеврона, фрагментарные ребра, правую пластину грудины, правую лопатку и кости левого бедра (бедренную кость). Животное достигало размеров 6,5 метров, бедренная кость имеет 76 сантиметров в длину. Однако, позвоночные нервные арки были найдены отдельно от тел позвонков, что указывает, что эти элементы не срослись друг с другом. Таким образом, найденная особь еще, вероятно не достигла полного размера.

0u31cf5fa9-1fa2e8fe-11ade52e.jpg

Ранние завроподоморфы были примитивными двуногими. Isanosaurus, будучи одним из первых известных зауроподов,уже показывает приспособленность к передвижению на всех четырех ногах. Ноги были колонного типа, что видно по прочной и прямой бедренной кости. У прозауроподов, а также у очень базального зауропода Antetonitrus, бедренная кость была слегка сигмовидной (изогнутой в форме буквы S).

Дополнительные важные признаки могут быть найдены в строении позвонков. Шейные позвонки были выпуклыми в передней части и вогнутыми в задней. Хвостовой позвонок, с другой стороны был вогнутым с двух сторон. Спинные остистые отростки были очень высокими, как у некоторых более поздних зауроподов, в отличие от низких остистых отростков прозауропод. Боковые стороны позвонков были вогнутыми, но не так глубоко, как у более поздних зауропод.

У Isanosaurus головка бедренной кости находится под углов около 45 градусов к оси бедренной кости. Она сочленена с тазом вверх и слегка в боковом направлении. Таким образом, бедренная кость наклонена немного наружу. Это можно расценивать как то, что зауроподы отделились от общего предка динозавров еще до того, как эволюционировали прямостоячие задней конечности. Следовательно, они развили прямохождение позже и совершенно независимо. Это позволило им сохранить пять функциональных пальцев.

Источники