ФЭНДОМ

Кайвекея (лат. Kaiwhekea) — монотипный род плезиозавров из Новой Зеландии, обитал в меловом периоде 70—69 млн лет назад.

История изучения

Первые окаменелости плезиозавров и других морских рептилий из Новой Зеландии, таких как мозазавры, были известны ещё с 1860-х годов. Они были изучены и описаны британским анатомом Ричардом Оуэном, но все эти виды известны лишь по фрагментарным экземплярам, состоящих из отдельных костей. Плезиозавр Kaiwhekea katiki, названный Артуром Крукшенком и Эваном Фордайсом в 2002 году, является одним из самых полных образцов ископаемых рептилий, описанных из Новой Зеландии.

Kaiwhekea fossil

Окаменелость Kaiwhekea katiki (голотип OU 12649)

Кайвекея — семиметровая окаменелость плезиозавра, которая включает череп, челюсти, позвонки и ребра, сохраненные практически в прижизненном положении из позднемеловых алевролитовых отложений формации Катики, прибрежного региона Отаго, Южный остров, Новая Зеландия. Окаменелости были найдены в защищённой бухте в 1982 году, покрытыми мягким, сухим, белым осадком. Белемнитовые окаменелости и фрагментарные кости мозазавров из близлежащих районов, указывают на возраст в 69—70 миллионов лет. Плезиозавр был сохранен внутри большой конкреции, которая постепенно расчищалась в течение примерно 30 дней полевых работ. Конкреция была пронизана трещинами, что позволило легко разделить её. Когда раскопки продолжились, обнаружилось, что вода вымыла часть костей, оставив естественные отпечатки в скальной породе. Однако большинство костей, сочленены и лишь едва смещены от естественного положения, когда туша животного погрузилась на морское дно. Образец (голотип OU 12649) находится в экспозиции Музея Отаго, где доступен для публичного обозрения.

Описание

Kaiwhekea skull

Череп Kaiwhekea katiki

Этот плезиозавр достигал 6,5—7 метров в длину, он сосуществовал с другими новозеландскими меловыми плезиозаврами, такими как туарангизавр (Tuarangisaurus). Особенности скелета указывают на «продвинутого» плезиозавра, но не показывают уникальных признаков этого животного. Функции черепа более информативны, они сохранили ряд особенностей, отличающихся от ранее описанных плезиозавров, из-за чего и было предложено новое родовое название. Большая дальновидная орбита черепа, намекает на развитое бинокулярное зрение. Крупная ямка (отверстие черепа) за глазами, указывает на быстродействующие или мощные мышцы челюсти. В каждом сегменте челюсти было около 43 верхних и 42 нижних зуба, зубы тонкие и мелкие, однородные по форме и размеру, что соответствует рациону из небольшой и мягкой добычи. Шея длинная, но в жизни, вероятно, была не особенно гибкой. Возможно, плезиозавр питался на глубине, где большие глаза могли быть его преимуществом.

Тектонические реконструкции предполагают, что когда жил этот плезиозавр, район Отаго был близким к полярному кругу. Вероятно это был довольно сезонный климат, с длинными летними днями и долгими зимними ночами. В то время Новая Зеландия была уже изолирована от Гондваны, но Австралия, Антарктида и Южная Америка все еще были связаны. Это был один из последних плезиозавров, которые обитали в конце мелового периода у границы мел-палеогенового вымирания «КТ», повлекшей вымирание и гибель динозавров.[1]

В культуре

Галерея

Источники

  1. http://www.otago.ac.nz/geology/research/paleontology/kaiwhekea-katiki.html