Вымершие животные вики
Advertisement

Redstar.png

Кайентавенатор (лат. Kayentavenator, что означает «охотник из Кайента») — небольшой хищный динозавр, живший в ранний юрский период; окаменелости были обнаружены в формации Кайента на северо-востоке Аризоны и описаны в 2010 году.

Описание

700px-Kayentavenator.jpg

Образец голотипа K. elysiae — ювенильный, как показывают несформированные нервные шипы, и имел бы около 0,5 метра (1,6 фута) в высоту у бедра. Взрослый размер кайентавенатора неизвестен. Включение лобкового отверстия — одна из характеристик, которые Гей использует, чтобы отличить кайентавенатора от современного и более известного дилофозавра. Поскольку у дилофозавра отсутствует лобковое отверстие как у неполовозрелой, так и у взрослой особи, маловероятно, чтобы оно было у него на какой-либо стадии онтогенеза. Апоморфии включают эллипсовидную вертлужную впадину, слияние большого вертела и головки бедренной кости, медиодистальный гребень, который простирается на 50 % длины бедренной кости, а также выступающий добавочный мыщелок на медиальном мыщелке бедренной кости, бороздку в дорсальной части. поверхность головки бедренной кости, которая выходит за пределы средней линии тела, и сильно суженная («поясная») центральная часть хвостового позвонка.

История изучения

Kayentavenator-by-Robert-Gay.jpg

Единственные известные окаменелости Кайентавенатора были раскопаны Музеем палеонтологии Калифорнийского университета в резервации навахо в Аризоне. Он был описан в 2010 году на основе частичного ископаемого скелета, состоящего из части таза, частичных задних конечностей и позвонков.

Отношения

Первоначально Тимоти Роу присвоил голотип экземпляру Kayentavenator coelophysoid Syntarsus kayentakatae (теперь Megapnosaurus kayentakatae или Coelophysis kayentakatae). Маловероятно, что Kayentavenator действительно родственен Megapnosaurus kayentakatae из-за количества тетануровых признаков, которые есть у Kayentavenator, а у M. kayentakatae отсутствуют, таких как лобковое отверстие и острый гребень на медиальной стороне большеберцовой кости. Кладистический анализ останков показал, что кайентавенатор лежал за пределами Coelophysidae и был ближе к аллозавру. Это сделало бы кайентавенатор самым старым известным тетануром из Северной Америки. Фрагментарные останки кайентавенатора открывают возможность для дальнейшей интерпретации.

Палеоэкология

Естественная среда

Единственный известный экземпляр Kayentavenator, UCMP V128659, был извлечен из пачки илистых фаций формации Kayenta на северо-востоке Аризоны. Окончательного радиометрического датирования этой формации еще не проведено, а доступная стратиграфическая корреляция основана на комбинации радиометрических датировок по окаменелостям позвоночных, магнитостратиграфии и свидетельствам пыльцы. Было высказано предположение, что формация Кайента была отложена во время синемурийского и плинсбахского этапов раннеюрского периода или приблизительно от 199 до 182 миллионов лет назад. Формация Кайента является частью группы Глен-Каньон, которая включает образования не только в северной Аризоне, но и в некоторых частях юго-восточной Юты, западного Колорадо и северо-западного Нью-Мексико. Формация в основном была отложена реками. В раннеюрский период земля, которая сейчас является формацией Кайента, переживала дождливое лето и сухую зиму. К среднему юрскому периоду на него с севера вторглось поле песчаных дюн, которое впоследствии стало песчаником навахо. Животные были адаптированы к сезонному климату, и в ручьях, прудах и озерах можно было найти много воды.

Палеофауна

Кайентавенатор делил свое палеосредство с другими динозаврами, такими как несколько теропод, включая Dilophosaurus, Coelophysis kayentakatae и теропод Shake N Bake, базальный зауроподоморф сарахзавр, гетеродонтозавриды и бронированные динозавры Scelidosaurlosa. Из формации Кайента образовались остатки трех таксонов целофизоидов разного размера тела, представляющих самую разнообразную из известных на сегодняшний день фаун цератозавров. В формации Кайента появилось небольшое, но постоянно растущее сообщество организмов. Позвоночные, присутствовавшие в формации Кайента во времена Кайентавенатора, включали гибодонтовых акул, неопределенных костистых рыб, двоякодышащих, саламандр, лягушку Просалируса, амфибию эоцецилию, черепаху Kayentachelys, рептилию сфенодонтов, различных ящериц и птерозавров рамфинион. Также присутствовали синапсиды Dinnebitodon, Kayentatherium, Oligokyphus, morganucodontids, возможное раннее истинное млекопитающее Dinnetherium и млекопитающее харамиид. Присутствовали несколько ранних крокодиломорфов, включая Calsoyasuchus, Eopneumatosuchus, Kayentasuchus и Protosuchus.

Окаменелости позвоночных в этой области включали копролиты и следы терапсид, ящериц и динозавров, которые свидетельствовали о присутствии этих животных. К беспозвоночным в этой экосистеме относились микробные или «водорослевые» известняки, пресноводные двустворчатые моллюски, пресноводные мидии и улитки и остракоды. Среди растений, известных в этой области, были деревья, которые превратились в окаменевшую древесину.

Литература

  • Gay, Robert. 2010. «Kayentavenator elysiae», a new tetanuran from the early Jurassic of Arizona" In: Notes on Early Mesozoic Theropods. Lulu Press. p. 27-43. ISBN 978-0-557-46616-0
  • Welles, S. P. (1984). «Dilophosaurus wetherilli (Dinosauria, Theropoda), osteology and comparisons». Palaeontogr. Abt. A 185: 85-180.
  • Rowe, T. 1989. A new species of the theropod dinosaur Syntarsus from the early Jurassic Kayenta Formation. Journal of Vertebrate Paleontology. vol. 9 no. 2. p. 125—136.
  • J. M. Clark and D. E. Fastovsky. 1986. Vertebrate biostratigraphy of the Glen Canyon Group in northern Arizona. The Beginning of the Age of the Dinosaurs: Faunal change across the Triassic-Jurassic boundary, N. C. Fraser and H.-D. Sues (eds.), Cambridge University Press 285—301
  • Padian, K (1997) Glen Canyon Group In: Encyclopedia of Dinosaurs, edited by Currie, P. J., and Padian, K., Academic Press.
  • Harshbarger, J. W.; Repenning, C. A.; Irwin, J. H. (1957). Stratigraphy of the uppermost Triassic and the Jurassic rocks of the Navajo country. Professional Paper. 291. Washington, D.C.: U.S. Geological Survey.
  • Rowe, T. B., Sues, H.-D., and Reisz, R. R. 2011. Dispersal and diversity in the earliest North American sauropodomorph dinosaurs, with a description of a new taxon. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences 278(1708):1044-1053.
  • Tykoski, R. S., 1998, The Osteology of Syntarsus kayentakatae and its Implications for Ceratosaurid Phylogeny: Theses, The University of Texas, December 1998.

Источники

Advertisement