Вымершие животные вики
Advertisement

Redstar.png

Кайентавенатор (лат. Kayentavenator, что означает «охотник из Кайента») — небольшой хищный динозавр, живший в ранний юрский период; окаменелости были обнаружены в формации Кайента на северо-востоке Аризоны и описаны в 2010 году.

Описание[]

700px-Kayentavenator.jpg

Образец голотипа K. elysiae — ювенильный, как показывают несформированные нервные шипы, и имел бы около 0,5 метра (1,6 фута) в высоту у бедра. Взрослый размер кайентавенатора неизвестен. Включение лобкового отверстия — одна из характеристик, которые Гей использует, чтобы отличить кайентавенатора от современного и более известного дилофозавра. Поскольку у дилофозавра отсутствует лобковое отверстие как у неполовозрелой, так и у взрослой особи, маловероятно, чтобы оно было у него на какой-либо стадии онтогенеза. Апоморфии включают эллипсовидную вертлужную впадину, слияние большого вертела и головки бедренной кости, медиодистальный гребень, который простирается на 50 % длины бедренной кости, а также выступающий добавочный мыщелок на медиальном мыщелке бедренной кости, бороздку в дорсальной части. поверхность головки бедренной кости, которая выходит за пределы средней линии тела, и сильно суженная («поясная») центральная часть хвостового позвонка.

История изучения[]

Kayentavenator-by-Robert-Gay.jpg

Единственные известные окаменелости Кайентавенатора были раскопаны Музеем палеонтологии Калифорнийского университета в резервации навахо в Аризоне. Он был описан в 2010 году на основе частичного ископаемого скелета, состоящего из части таза, частичных задних конечностей и позвонков.

Отношения[]

Первоначально Тимоти Роу присвоил голотип экземпляру Kayentavenator coelophysoid Syntarsus kayentakatae (теперь Megapnosaurus kayentakatae или Coelophysis kayentakatae). Маловероятно, что Kayentavenator действительно родственен Megapnosaurus kayentakatae из-за количества тетануровых признаков, которые есть у Kayentavenator, а у M. kayentakatae отсутствуют, таких как лобковое отверстие и острый гребень на медиальной стороне большеберцовой кости. Кладистический анализ останков показал, что кайентавенатор лежал за пределами Coelophysidae и был ближе к аллозавру. Это сделало бы кайентавенатор самым старым известным тетануром из Северной Америки. Фрагментарные останки кайентавенатора открывают возможность для дальнейшей интерпретации.

Палеоэкология[]

Естественная среда[]

Единственный известный экземпляр Kayentavenator, UCMP V128659, был извлечен из пачки илистых фаций формации Kayenta на северо-востоке Аризоны. Окончательного радиометрического датирования этой формации еще не проведено, а доступная стратиграфическая корреляция основана на комбинации радиометрических датировок по окаменелостям позвоночных, магнитостратиграфии и свидетельствам пыльцы. Было высказано предположение, что формация Кайента была отложена во время синемурийского и плинсбахского этапов раннеюрского периода или приблизительно от 199 до 182 миллионов лет назад. Формация Кайента является частью группы Глен-Каньон, которая включает образования не только в северной Аризоне, но и в некоторых частях юго-восточной Юты, западного Колорадо и северо-западного Нью-Мексико. Формация в основном была отложена реками. В раннеюрский период земля, которая сейчас является формацией Кайента, переживала дождливое лето и сухую зиму. К среднему юрскому периоду на него с севера вторглось поле песчаных дюн, которое впоследствии стало песчаником навахо. Животные были адаптированы к сезонному климату, и в ручьях, прудах и озерах можно было найти много воды.

Палеофауна[]

Кайентавенатор делил свое палеосредство с другими динозаврами, такими как несколько теропод, включая Dilophosaurus, Coelophysis kayentakatae и теропод Shake N Bake, базальный зауроподоморф сарахзавр, гетеродонтозавриды и бронированные динозавры Scelidosaurlosa. Из формации Кайента образовались остатки трех таксонов целофизоидов разного размера тела, представляющих самую разнообразную из известных на сегодняшний день фаун цератозавров. В формации Кайента появилось небольшое, но постоянно растущее сообщество организмов. Позвоночные, присутствовавшие в формации Кайента во времена Кайентавенатора, включали гибодонтовых акул, неопределенных костистых рыб, двоякодышащих, саламандр, лягушку Просалируса, амфибию эоцецилию, черепаху Kayentachelys, рептилию сфенодонтов, различных ящериц и птерозавров рамфинион. Также присутствовали синапсиды Dinnebitodon, Kayentatherium, Oligokyphus, morganucodontids, возможное раннее истинное млекопитающее Dinnetherium и млекопитающее харамиид. Присутствовали несколько ранних крокодиломорфов, включая Calsoyasuchus, Eopneumatosuchus, Kayentasuchus и Protosuchus.

Окаменелости позвоночных в этой области включали копролиты и следы терапсид, ящериц и динозавров, которые свидетельствовали о присутствии этих животных. К беспозвоночным в этой экосистеме относились микробные или «водорослевые» известняки, пресноводные двустворчатые моллюски, пресноводные мидии и улитки и остракоды. Среди растений, известных в этой области, были деревья, которые превратились в окаменевшую древесину.

Литература[]

  • Gay, Robert. 2010. «Kayentavenator elysiae», a new tetanuran from the early Jurassic of Arizona" In: Notes on Early Mesozoic Theropods. Lulu Press. p. 27-43. ISBN 978-0-557-46616-0
  • Welles, S. P. (1984). «Dilophosaurus wetherilli (Dinosauria, Theropoda), osteology and comparisons». Palaeontogr. Abt. A 185: 85-180.
  • Rowe, T. 1989. A new species of the theropod dinosaur Syntarsus from the early Jurassic Kayenta Formation. Journal of Vertebrate Paleontology. vol. 9 no. 2. p. 125—136.
  • J. M. Clark and D. E. Fastovsky. 1986. Vertebrate biostratigraphy of the Glen Canyon Group in northern Arizona. The Beginning of the Age of the Dinosaurs: Faunal change across the Triassic-Jurassic boundary, N. C. Fraser and H.-D. Sues (eds.), Cambridge University Press 285—301
  • Padian, K (1997) Glen Canyon Group In: Encyclopedia of Dinosaurs, edited by Currie, P. J., and Padian, K., Academic Press.
  • Harshbarger, J. W.; Repenning, C. A.; Irwin, J. H. (1957). Stratigraphy of the uppermost Triassic and the Jurassic rocks of the Navajo country. Professional Paper. 291. Washington, D.C.: U.S. Geological Survey.
  • Rowe, T. B., Sues, H.-D., and Reisz, R. R. 2011. Dispersal and diversity in the earliest North American sauropodomorph dinosaurs, with a description of a new taxon. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences 278(1708):1044-1053.
  • Tykoski, R. S., 1998, The Osteology of Syntarsus kayentakatae and its Implications for Ceratosaurid Phylogeny: Theses, The University of Texas, December 1998.

Источники[]

Advertisement