Палеогеография Кайнозо́й (кайнозойская эра) — текущая эра геологической истории Земли. Началась ~66 миллионов лет назад (эта граница проведена по массовому вымиранию видов в конце мелового периода) и продолжается до сих пор.

Термин

Название предложено английским геологом Джоном Филлипсом в 1861 году. образован от греческого (καινός = новый + ζωή = жизнь) и может быть дословно истолковано как «новая жизнь».

Краткое обозначение — KZ, используется в научных публикациях.

Геологические периоды

Кайнозойская эра делится на три периода:

  1. палеоген
  2. неоген
  3. четвертичный период (антропоген, «квартер»).

В XIX — первой половине XX веков кайнозой делили на два периода: третичный и послетретичный (пост третичный).

Понятие «третичный период» устарело: в современной геохронологической шкале его нет. Он включал современные палеоген и неоген.

В российской научной среде согласно об­щей стра­ти­гра­фической (гео­хро­но­ло­гической) шкале принято деление Кайнозойской эры на па­лео­ге­но­вый, нео­ге­но­вый и чет­вер­тич­ный пе­ри­оды. В ме­ж­ду­народной шка­ле, утверждённой в 2004 году, Кайнозойская эра охватывает па­лео­ге­но­вый и нео­ге­но­вый пе­рио­ды.

Палеогеография

В этой эре континенты приобрели своё современное очертание. Австралия и Новая Гвинея отделились от Гондваны, двинулись к северу и, в конечном итоге, приблизились к Юго-Восточной Азии. Антарктида заняла своё нынешнее положение в районе Южного полюса, Атлантический океан продолжал расширяться, и в недавнем прошлом Южная Америка примкнула к Северной.

Жизнь в кайнозое

В истории жизни на Земле массовое вымирание видов 66 млн лет назад ознаменовало собой начало новой, продолжающейся и сегодня, кайнозойской эры. В результате катастрофических событий тех далёких времён с лица нашей планеты исчезли все животные размером крупнее крокодила. А уцелевшие небольшие животные оказались, с наступлением новой эры, в совершенно ином мире. В кайнозое продолжался дрейф (расхождение) континентов. На каждом из них формировались обособленные сообщества растений и животных.

Кайнозой — эра, отличающаяся большим разнообразием наземных, морских и летающих животных. Он является эрой млекопитающих и покрытосеменных. Млекопитающие претерпели длительную эволюцию от небольшого числа мелких примитивных форм и стали отличаться большим разнообразием наземных, морских и летающих видов. Кайнозой также можно назвать эпохой саванн, цветковых растений и насекомых. Птицы в этой эре тоже значительно эволюционировали. Среди растений появляются злаковые.

Эра кайнозоя ознаменовалась появлением первой разумной жизни на Земле — человека разумного.