ФЭНДОМ

Redstar

Камаразавр — типичный завропод из Северной Америки, обитал в юрском периоде 155-145 млн лет назад.

История находки

Первые окаменелости из нескольких позвонков были найдены в 1877 году в штате Колорадо и описаны Эдвардом Коупом под видом Camarasaurus supremus - «ящер с большими камерами». Однако Отниел Чарльз Марш, конкурент Коупа в «американской динозавровой лихорадке», описал аналогичный материал в 1889 году под названием Morosaurus lentus (образец YPM 1910), такие конфликты имен были распространены между двумя соперничающими охотниками за динозаврами.
Camarasaurus-skull AMNH 467

Первый череп камаразавра (образец AMNH 467)

В 1899 году в карьере Bone Cabin штата Вайоминг, командой из Американского музея естественной истории, был обнаружен первый череп (образец AMNH 467), описанный как принадлежащий Morosaurus. Из записей Уильяма Диллера Мэтью следует, что он был найден в плохом состоянии, вместе с серией разрушенных шейных позвонков. Позже череп был восстановлен Адамом Германом, препаратором музея, а в 1905 году был использован Генри Осборном в знаменитой реконструкции скелета бронтозавра в Американском музее естественной истории. Самой ранней известной попыткой реконструировать внешний вид камаразавра является иллюстрированная скелетная реконструкция Джона Райдера. Эта реконструкция была выполнена в 1877 году, в том же году, когда были обнаружены первые кости C. supremus и опубликована в кратком описании Чарлза Крейга Мука в 1914 году. Новая реконструкция Эрвина Кристмана была опубликована в трудах Осборна и Мука
History camarasaurus-reconstructions

Реконструкция камаразавра: вверху - 1877, внизу - 1921 год

в 1921 году, где ученые из американского музея естественной истории признали «морозавра» Марша младшим синонимом камаразавра.[2]

Полный скелет камаразавра был плохо известен до 1925 года, когда Чарльз Гилмор описал небольшой скелет молодой особи Camarasaurus lentus из Национального Памятника динозавров, в штате Юта.[3] Этот практически полный ювенильный скелет (образец CM 11338) был найдены полевой группой Эрла Дугласа в 1920 году и после препарации демонстрируется в оригинальной позе в коллекции Музея Карнеги, в Питсбурге, США. К этому же виду был причислен череп взрослой особи (образец CM 12020), найденный в том же карьере в 1916 году. Полномасштабные раскопки в Национальном памятнике динозавров продолжались с 1909 по 1924 годы и велись полевыми командами из музея естественной истории Карнеги, под руководством Эрла Дугласа и Смитсоновским институтом под руководством Чарлза Гилмора.

The most complete specimen is a nearly complete juvenile Camarasaurus (CM 11338)

Camarasaurus lentus (CM 11338) в Музее Карнеги

В результате раскопок было обнаружено множество останков динозавров, различной степени сохранности, включающих как отдельные кости и изолированные черепа, так и довольно полные скелеты. Среди этих находок были апатозавр, диплодок, аллозавр, дриозавр, а также несколько образцов камаразавров - CM 11338, USNM 13786, DINO 2580 и многие др.[4]
Camarasaurus-skeleton fossil
Один из экземпляров камаразавра (образец USNM 13786) был куплен Смитсоновским Национальным музеем естественной истории у музея Карнеги в 1935 году и уже в 1936 году был выставлен на стадии препарации на всеобщее обозрение на Техасской выставке столетия, в Далласе. Этот экземпляр является одним из наиболее полных камаразавров, когда-либо найденных. Рэй Басслер, главный куратор отдела геологии Национального музея, в 1933 году организовал сделку с музеем Карнеги. В обмен на пять неподготовленных полевых блоков с окаменелостями завропода и пяти месяцев оплаченного времени Гилмора, Карнеги получил скелет и восемь черепов Equus simplicidens (плиоценовая лошадь из Айдахо, которых в NMNH были десятки), плюс 1720 долларов, чтобы составить разницу. Когда музейный препаратор Норман Босс и его помощник Гилберт Штукер подготовили образец, стало ясно, что у них был второй самый полный скелет камаразавра, который когда-либо был найден, сохранились большинство костей от черепа до основания хвоста. Только ювенильный экземпляр из Музея Карнеги, был более совершенен.
E-08

Смитсоновская реконструкция камаразавра (USNM 13786)

Вернувшись в музей NMNH, после окончательной обработки, реконструкция камаразавра была установлена в «Зале вымерших монстров» в 1947 году. Он был изображен в позе смерти, отражая естественное положение, при котором окаменелости были найдены в штате Юта.[5] [6] [7]
Camarasaurus skull 03

Экземпляр DINO 2580

Еще один череп камаразавра, сочлененный с позвонками шеи (образец DINO 2580) и находящийся в естественном окаменении, доступен для свободного обозрения посетителям центра Национального Памятника динозавров (Dinosaur National Monument), штат Юта. Этот череп достигает 48 см в длину и является одним из наиболее полных черепов из когда-либо найденных из более чем 1400 костей динозавров составляющих историческую ценность «Карьера Дугласа», который был впервые обнаружен в 1909 году палеонтологом Эрлом Дугласом из Музея Карнеги.

YPM 1910, a mounted skeleton that is the holotype of Camarasaurus (= “Morosaurus”) lentus, in the dinosaur hall of the Yale Peabody Museum

Реконструкция камаразавра в музее Пибоди (YPM 1910), 1930 год

В 1930 году Ричард Лулл описал небольшой смонтированный скелет молодого камаразавра из музея Пибоди, Йельского университета.[8] Образец YPM 1910, который является голотипом Camarasaurus («Morosaurus») lentus, был установлен в зале динозавров музея Пибоди. В образце присутствует весь позвоночный столб от второго или третьего шейного отдела до десятого хвостового с одним или двумя более поздними отдельными позвонками. Из конечностей присутствуют левая лопатка, правый коракоид, плечевая кость, локтевой сустав, обе кости бедра, голени и малоберцовые кости. Существует одно шейное ребро, но нет грудных ребер, у крестца так же не сохранилось ни одного ребра с обеих сторон. Реконструкция скелета достигает 6,4 метра (21 фут) в длину, по сравнению с 5,2 метровым (17 футов) скелетом из музея Карнеги (образец CM 11338). В следующем году, рядом с ним была установлена Йельская реконструкция бронтозавра (Brontosaurus).

В 1960-64 годах из знаменитого карьера Кливленд-Лойд, в центральной части штата Юта, было извлечено более 7000 костей динозавров, принадлежавшим как травоядным, так и хищным динозаврам, 60% из которых принадлежали аллозаврам (Allosaurus). За всё время раскопок в карьере было идентифицировано присутствие пяти особей камаразавра, в частности был извлечен таз, имеющий огромные канавки на костях, там где аллозавры разорвали плоть и обглодали кости.[9]

Camarasaurus figure 3 (SMA 0002)
Camarasaurus skull 01

Camarasaurus (SMA 0002)

Camarasaurus E T
Камаразавр “E.T.” был обнаружен в 1992 году на Хау ранчо (Howe Ranch) в Вайоменге, группой из Sauriermuseum под руководством Ханс-Якоба Сибера (по прозвищу "Кирби"). Образец (SMA 0002) является одним из самых полных скелетов камаразавра из когда-либо найденных. Скелеты завроподов очень редко встречаются с сохранившимися передними и задними конечностями, что затрудняет толкование их передвижения, а так-же расчет веса этих гигантов. Идентификация следов завроподов на уровне рода или вида также чрезвычайно сложна из-за этого пробела в нашем понимании морфологии завроподов. SMA 0002 является одним из двух образцов завроподов с полностью сохранившимися и сочлененными остеологическими остатками всех ног. SMA 0002 не только имеет передние и задние ноги, этот экземпляр также сохраняет отпечатки кожи. Этот удивительно полный образец дал исследователям возможность заглянуть в эту малоизвестную область морфологии динозавров, позволяющую лучше понять локомоцию и ихнологию этих животных. Во время раскопок каждая кость была удалена как отдельный блок, сохраняя свое первоначальное расположение, после подготовки и фотографирования составляющих его костей, смонтированный скелет был установлен в искусственной матрице. Полностью сочлененный скелет с черепом экспонируется в музее Sauriermuseum, Швейцария. Скелет достигает 10 метров в длину, с черепом в 65 см.[10] [11]

Camarasaurus Lyon-musee-des-confluences-lyon-france

Камаразавр в Музее Слияния (Musée des Confluences), Франция

В начале 1990-х годов Центр динозавров Вайоминга (WDC) начал производить раскопки по поиску динозавров возле Термополиса, округ Хот-Спрингс, штат Вайоминг. Палеонтологи обнаружили крупные кости на южной части холма, примерно в миле к юго-востоку от города Термополис. В 1992 году были найдены первые элементы завропода в «Карьере S», которые принадлежали части скелета апатозавра. С начала лета 1994 до осени 1995 года, недалеко от первого карьера, с использованием динамита и бульдозеров был раскопан «Карьер BS», в котором было обнаружено множество костей от двух скелетов камаразавров. С 1995 года по лето 2004 года были проведены обширные раскопки, в дополнение к этим трем скелетам было найдено множество зубов теропод и обильные окаменелости растительности. Большинство элементов апатозавра были раскопаны к 1997 году и позже этот экземпляр был продан в Национальный музей науки Токио (NSM-PV), Япония. Немецкая компания подготовила этот скелет и он был установлен в японском музее зимой 2000 года. Кости принадлежащие двум камаразаврам (образцы WDC A и WDC В) были отправлен в Центр динозавров Вайоминга, где в 2000-2001 годах Дэвид Трекслер и Дэвид Уилсон реконструировали составной скелет с использованием костей от двух особей. В 2007 году этот 80% скелет, достигающий 14 метров в длину, был приобретен французским Музеем Слияния (Musée des Confluences), город Лион.[12] [13]

Camarasaurus fossil 01
Camarasaurus fossil 04
Camarasaurus fossil 02

Летом 2007 года на ранчо Ред Каньон у города Шелл, в округе Биг-Хорн штата Вайоминг, командой под руководством Боба Саймона был обнаружен экземпляр камаразавра полной сохранности, в классической «позе смерти». Камаразавр скорее всего умер от утопления или естественных причин, на это указывает наличие отложения песка или песчаной косы в осадочных породах, окружающих скелет - он был найден в пределах мелкозернистого серого алевролита, лишенного более крупной гальки и с очень незначительным растительным материалом. Ниже этого слоя была богатая растительностью зона, содержащая множество карбонизированных растительных остатков, пронизанных иловыми и песчаными слоями. Под этой зоной был очень твердый песчаник, который, по-видимому, был прежним руслом древней реки. По мере того как погибшая особь лежала в воде, из-за течения воды шея и хвост выгнулись навстречу друг другу. Скелет был почти полностью артикулирован, сами кости очень хорошо сохранились, многие из них были заключены в тонкие и толстые известковые конкреции. Отсутствие каких-либо следов хищников указывает на то, что данная территория, на которой покоился камаразавр, была изолирована водой или густой непроходимой грязью, ставшей естественной преградой для хищников и падальщиков. Обнаруженный камаразавр был показан по национальному телевидению и во многих газетах по всей стране. В 2009 году этот экземпляр был куплен японским Музеем динозавров префектуры Фукуй (FPDM) и после трех лет реставрации, является постоянным экспонатом выставок. Экземпляр достигает 15 метров в длину и является одним из самых полных экспонатов с 90% оригинальных костей.[14]

Camarasaurus skull 02
Camarasaurus skull with turtle fossil fragments in the teeth. Peter Larson, Black Hills Institute of Geological Research
«Элейн» (Elaine) - такое прозвище получил один из экземпляров камаразавра, который был найден в 150-млн отложениях формации Моррисон округа Крук, в штате Вайоминг. Самое удивительное в нём то, что между зубами у него обнаружили окаменевший фрагмент черепахи, застрявшей между зубами. Первоначально было высказано мнение, что это произошло в результате процесса осаждения осадка, однако другие исследователи считают эту версия маловероятной. Образец демонстрируется в музее Института Блэк Хиллз, в Хилл-Сити.

Описание

Camarasaurus-reconstruction (Osborn & Mook, 1921)

реконструкция скелета камаразавра

Камаразавр является одним из наиболее распространенных завроподов. Максимальный размер наиболее распространенных видов, С. Lentus, составлял около 15 метров (49 футов), а самый крупный вид, С. Supremus, возможно достигал длины 23 метра.[15] Арочный череп камаразавра был прочным и часто сохраняется в хорошем состоянии. Он был большим, немного походил на коробку, насчитывал много окон — больших отверстий между костями. Зубы были мощные и крупные, до 19 см длиной (7,5 дюйма), они формировали целые батареи и распологались равномерно вдоль челюсти. Зубы ложковидной формы располагались по всей длине челюстей, а не только в передней их части, как у представителей диплодоцид, сильные зубы камаразавра были способны перемалывать крупнозернистый корм, возможно вместе с ветками деревьев, что не скажешь о тонких зубах диплодока. Каждая конечность несла по пять пальцев. Передние ноги были короче задних, как у большинства зауропод, но лопатки оставались высокими, так что спина его вряд ли наклонялась вперед. Позвонки не имели длинных отростков, поэтому маловероятно, что камаразавр поднимался на задних ногах. Шея состояла из 12 позвонков и достигала 3.9 метра (12.8 футов), то значительно меньше чем у большинства зауропод. Камаразавр, возможно, заглатывал камни с помощью которых в желудке перетиралась пища. Найденные в формации Моррисон кучи отполированных камней - возможное свидетельство того, что животное, похожее на камаразавра периодически освобождалось от камней из желудка.

Образ жизни

Two classic sauropod paintings by Knight. Left- Brontosaurus, painted in 1897. Right- Diplodocus, painted in 1907

Изображения Чарльза Найта: слева бронтозавр, 1897 год, справа - диплодок, 1907 год

Издавна, из-за огромных размеров завроподов считалось, что они были болотными монстрами. На ранних изображениях диплодок и брахиозавр проводили большую часть своего времени в воде или рядом с водоемами, где они могли скрыться от других хищников. Апатозавр и его родственники, на реконструкциях часто погружались в болота и озера, потому что эта среда, казалось бы, отвечала на вопрос об гигантском весе и биологии этих животных.

Однако уже в начале 20-го века палеонтологи считали, что не все зауроподы одинаково вели водный образ жизни. В 1920 году палеонтологи из Американского музея естествознания опубликовали пару коротких работ об камаразавре. Этот динозавр с крупной головой и зубами в форме ложки был одним из наиболее известных зауроподов формации Моррисон. В первой заметке Генри Осборн и Чарльз Мук кратко обобщили результаты своего исследования, а во втором сопроводительном письме Уильям Кинг Грегори рассказал о жизненных привычках динозавра. Камаразавр не казался подходящим для жизни, проводящим большинство времени в юрском озере. Уильям Грегори упомянул, что динозавр «был лишен особых приспособлений для плавания». Его плечи и бедра были явно пригодны для поддержания массы животного, а его «относительно небольшой и слабый» хвост был бесполезен для плавания. Общая картина вырисовывала высокого динозавра с прямолинейными ногами, которые несли свое тело высоко над землей. Это шло в разрез с главенствующим мнением о том, что завроподы не могли перетащить свои огромные тела через грязь юрского периода или как предполагали другие палеонтологи, завроподы вели образ жизни, больше похожий на ящериц или крокодилов. В 1921 году, когда Осборн и Мук опубликовали свою массивную ревизию завроподов, собранных Эдвардом Дринкером Коупом, они также описали камаразавра в качестве динозавра, который был «земным в походке, но адаптирован к земноводной жизни». Модель камаразавра, созданная художником Эрвином Кристманом под руководством Уильяма Грегори, показала, что динозавр передвигался по суше со слегка согнутыми передними лапами, подобно музейной реконструкции «Бронтозавра» 1905 года. Не смотря на это, миф об водном образе зауроподов укоренился на многие десятилетия.

Zdenek Burian, 1941 painted Brachiosaurus

Изображение брахиозавра, 1941 год

Последующее изучение развеяло эти стереотипы. В 1951 году К. А. Кермак в краткой статье указал, что для любого существа физически невозможно дышать на поверхности, если его легкие находятся под водой более чем на несколько футов, из-за гидростатического давления и плотности воды. Разумеется брахиозавр, с легкими, расположенными в 20 футах (6 м) ниже головы, был бы совершенно неспособен дышать. Кроме того, из-за огромного давления, его сердечно-сосудистая система совершенно не смогла бы работать и у него бы просто остановилось сердце. Начиная с 1960-х годов, новые взгляды и научный прогресс, получивший название «Ренессанс динозавров», опрокинул эти заветные образы. Завроподы были признаны полностью наземными существами, эти гиганты не обладали никакими чертами, связанными с водным или земноводным образом жизни.

Виды и синонимы

  • Camarasaurus supremus (Cope, 1877)
  • Camarasaurus grandis (Marsh, 1877)
  • Camarasaurus lentus (Marsh, 1889)

Синонимы:

  • Caulodon (Cope, 1877)
  • Morosaurus (Marsh, 1878)
  • Uintasaurus (Holland, 1924)
  • Camarasaurus agilis (Marsh, 1889)
  • Camarasaurus lewisi (Jensen, 1988) - синоним Cathetosaurus lewisi.

В культуре

  • Группа камаразавров появляется в юрском сегменте (150 миллионов лет назад, Юта) документального фильма Discovery "Когда по Америке бродили динозавры". Самка дриозавра с детёнышем присоединяется к кочующей группе и кормится вместе с ними. Зрителю демонстрируется анатомическое приспособление камаразавра к вертикальному поднятию головы и поеданию веток. Показывается, как зауроподы этого вида вырывают с корнями деревья, меняя окружающий ландшафт.
  • Камаразавр - крупный растительноядный в игре Jurassic Park: Operation Genesis.
  • Камаразавр, увязший в болоте был показан в фильме "Бойцовский клуб юрского периода".
  • В виде детёныша камаразавра были изготовлены роботы Pleo.

Галерея

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. https://catalog.hathitrust.org/Record/100639636
  3. http://www.miketaylor.org.uk/tmp/Gilmore1925-juvenile-camarasaurus.pdf
  4. History, sedimentology, and taphonomy of Felch Quarry 1
  5. https://extinctmonsters.net/diplodocus-and-camarasaurus/
  6. http://nmnh.typepad.com/smithsonian_fossils/2015/01/index.html
  7. https://paleobiology.si.edu/history/boss.html
  8. http://www.miketaylor.org.uk/tmp/Lull1930-skeleton-of-Camarasaurus-lentus-recently-mounted-at-Yale.pdf
  9. http://usueastern.edu/museum/paleontology/cleveland-lloyd/index
  10. http://www.sauriermuseum.ch/de/ausgrabungen/howe-ranch-grabungen/howe-ranch-grabungen.html
  11. https://palaeo-electronica.org/content/pdfs/559.pdf
  12. Anatomy of Camarasaurus lentus from Thermopolis central Wyoming
  13. http://www.museedesconfluences.fr/fr/node/1186
  14. http://www.paleogallery.com/preserving-a-perfect-dinosaur
  15. http://www.wikiwand.com/en/Camarasaurus