Кардиодон (лат. Cardiodon) — род растительноядных динозавров-завропод, основанным на зубе из поздне-батонской среднеюрской лесной мраморной формации, графство Уилтшир, Англия. Обычно он относился к цетиозавру, но недавние анализы предполагает, что это отдельный род, и возможно, связан с туриазавром. Кардиодон был первым описанным родом завроподов.

История открытия и таксономия

Ричард Оуэн назвал род ныне утерянного зуба частью коллекции натуралиста Джозефа Чанинга Пирса, найденного недалеко от Брэдфорда-на-Эйвоне, но не назначил ему конкретного имени в то время. Общее название происходит от греческого καρδία, kardia, «сердце» и ὀδών, odon, «зуб», в отношении его сердцевидного профиля. Несколько лет спустя, в 1844 году, он добавил конкретное имя rugulosus, что означает «морщинистый» на латыни. Кардиодон был первым завроподом, которому было дано официальное название, хотя в то время Оуэн совершенно не знал о природе завропод.

В течение нескольких десятилетий он и другие рассматривали кардиодона как возможный синоним его самого известного рода завропод, цетиозавр. Ричард Лидеккер оформил эту точку зрения окольным путем в 1890 году, назначив Cetiosaurus oxoniensis Кардиодону на основе зубов из Оксфордшира, связанных со скелетом C. oxoniensis. Он также добавил второй зуб (BMNH R1527) от Большого Оолита около Сайренсестера, Глостершир. Более типично, Кардиодон был отнесен к цетиозавру, иногда как отдельный вид Cetiosaurus rugulosus, несмотря на его приоритет.

В 2003 году Пол Апчерч и Джон Мартин, рассматривая Cetiosaurus, обнаружили, что существует мало доказательств того, что зубы C. oxoniensis приписываются скелету, а зубы C. oxoniensis отличаются от зубов кардиодона (зубы выпуклые обращены к языку ); поэтому они поддерживали сохранение кардиодона как своего собственного рода. Upchurch et al. (2004) повторил эту оценку и обнаружил, что, хотя зубы не имеют известных аутапоморфий, они принадлежат зубам эусауропода. Совсем недавно Royo-Torres et al. (2006), в своем описании туриазавр, указал кардиодон как возможного по отношению к их новому гигантскому завроподу, поместив его в Turiasauria. Ранее Кардиодон обычно относился к Cetiosauridae или к собственным Cardiodontidae.

Описание

Cardiodon toth.jpg

Исходный зуб показывает, насколько можно судить по сохранившимся иллюстрациям, редкую комбинацию лопаточки и выпуклой внутренней стороны, хотя выпуклость незначительна. Корона его короткая и широкая, слегка изогнутая внутрь. Внешняя сторона сильно выпукло изогнута спереди назад. На этой стороне имеется неглубокая канавка, идущая параллельно задней кромке. Корона сужается к концу. Края не имеют зубцов. Эмаль показывает маленькие морщины, на которые ссылается конкретное имя.

Палеобиология

Как завропод, кардиодон был крупным четвероногим травоядным животным, но из-за скудных останков сказать что либо наверняка нельзя.

Источники