Вымершие животные вики
Advertisement

Redstar.png

Кархародонтозавриды (лат. Carcharodontosauridae) — семейство плотоядных ящеротазовых тероподовых динозавров, обитавших на территории Северной и Южной Америки, Африки и Евразии с конца юрского до конца мелового периода.

История изучения

В 1924 году на территории Алжира были найдены два необычных для тех времён зуба. Французские палеонтологи Шарль Депре и Жюстин Саворнин описали их в 1925 году как Megalosaurus saharicus, позже переименовав в Dryptosaurus saharicus. В 1931 году Эрнст Штромер описал остатки теропода из формации Бахария, состоявшие из частей черепа, позвоночника, ног, когтей и зубов, идентичных описанным Депре и Саворнином. Сохранив видовое название "saharicus", Штромер описал все эти остатки как новый род Carcharodontosaurus — "акулозубый ящер", выделив новое семейство Carcharodontosauridae.

В 1950 году на территории США палеонтологами Джоном Уиллисом Стоваллом и Ванном Лэнгстоном-младшим был описан Acrocanthosaurus atokensis. Он был отнесён к недействительному ныне семейству Antrodemidae и лишь в 1996 году был отнесён к кархародонтозавридам.

1995 год ознаменовался описанием Giganotosaurus carolinii в аргентинской формации Канделерос. Как оказалось, гиганотозавр являлся крупнейшим кархародонтозавридом, максимальная оценка длины которого — 13.2 метров.

С тех пор было описано множество представителей кархародонтозаврид. Описание тираннотитана в 2005 году и мапузавра в 2006 позволило выделить подсемейство Carcharodontosaurinae, в которое также входил кархародонтозавр и гиганотозавр. В 2008 году была выделена триба Giganotosaurini в составе кархародонтозаврин. Туда вошли тираннотитан, гиганотозавр и мапузавр. В 2010 году описали необычного конкавенатора, а в 2011 древнейшего представителя семейства — ветерупристизавра. В 2022 году в Аргентине описали нового представителя трибы гиганотозаврини — мераксеса.

Описание и эволюция

Многие кархародонтозавриды были довольно крупными хищниками, причём большие размеры имели уже первые представители семейства (Veterupristisaurus). Они появились в поздней юре, и произошли от примитивных кархародонтозавров (Lusovenator). К раннему меловому периоду кархародонтозавриды уже расселились по Африке (Eocarcharia), Европе (Concavenator) и Северной Америке (Acrocanthosaurus).

Подсемейство кархародонтозаврин достигло рекордных для семейства размеров — 12–13 метров в длину. Два вида Carcharodontosaurus заселили Северную Африку, а представители трибы гиганотозаврини перешли в Южную Америку и обосновались на территории современной Патагонии (Tyrannotitan, Giganotosaurus, Mapusaurus, Meraxes). У этих кархародонтозаврид проявлялась тенденция уменьшения передних лап при увеличении черепов, как у тираннозаврид, альваресзаврид и абелизаврид. Гистологический анализ остатков Meraxes показал, что особи было примерно 39–53 лет на момент смерти. Также эти остатки говорят о том, что кархародонтозавриды могли жить около 50 лет, при этом не прекращая расти.

После пика своего процветания в сеномане, кархародонтозавриды вдруг изчезают в туроне. Последние туронские кархародонтозавриды были некрупными (Shaochilong) и вероятно уступили нишу апекс-хищников другим тероподам (Chilantaisaurus). Иногда образцы из позднего мела (маастрихт) приписывают кархародонтозавридам, однако они фрагментарны и данные выводы крайне спорные.

Классификация

  • Veterupristisaurus milneri (Rauhut, 2011) — древнейший род кархародонтозаврид, обитавший на территории Танзании 155.7–150.8 млн.л.н.
  • Acrocanthosaurus atokensis (Stovall & Langston, 1950) — крупный кархародонтозаврид, обитавший на территории штатов Оклахома, Дакота, Вайоминг и Техас, США 125–100 млн.л.н. Отличался довольно высокими остистыми отростками.
  • Concavenator corcovatus (Ortega et al., 2010) — некрупный род, обитавший на территории Испании 130–125.5 млн.л.н. и отличавшийся наличием странного "горба".
  • Eocarcharia dinops (Sereno & Brusatte, 2008) — среднеразмерный род, обитавший на территории Нигера 125–100.5 млн.л.н.
  • Sauroniops pachytholus (Cau et al., 2013) — род, описанный по очень фрагментарным остаткам на территории Марокко и обитавший 100.5–93.9 млн.л.н.
  • Taurovenator violantei (Motta et al., 2016) — род кархародонтозаврид, обитавший на территории Аргентины 97–93 млн.л.н. Возможный синоним мапузавра.
  • Lajasvenator ascheriae (Coria et al., 2019) — очень мелкий род, обитавший на территории Аргентины 139.8–132.9 млн.л.н.
  • Kelmayisaurus petrolicus (Dong, 1973) — крупный род, обитавший на территории Китая 122.5–100.5 млн.л.н.
  • Shaochilong maotuensis (Brusatte et al., 2009) — некрупный род, обитавший на территории Китая 93.9–89.8 млн.л.н.
  • Подсемейство Carcharodontosaurinae
    • Carcharodontosaurus (Stromer, 1931) — крупный род африканских кархародонтозаврид, состоявший из двух видов.
      • Carcharodontosaurus saharicus (Depéret & Savornin, 1925) — типовой вид кархародонтозавра. Обитал на территории Алжира, Египта и Нигера 100–93 млн.л.н., хотя иногда приписываются образцы из альбского—аптского ярусов.
      • Carcharodontosaurus iguidensis (Sereno & Brusatte, 2007) — более мелкий вид, обитавший на территории Марокко.
    • Триба Giganotosaurini
      • Tyrannotitan chubutensis (Novas et al., 2005) — аргентинский крупный кархародонтозаврид, обитавший 125–100.5 млн.л.н. на территории провинции Чубут.
      • Giganotosaurus carolinii (Coria & Salgado, 1995) — крупнейший кархародонтозаврид, обитавший 100–97 млн.л.н. на территории Аргентины.
      • Mapusaurus roseae (Coria & Currie, 2006) — крупный кархародонтозаврид, обитавший на территории Аргентины 97–93 млн.л.н. Существует гипотеза о стайной охоте мапузавров на таких крупных животных, как аргентинозавр.
      • Meraxes gigas (Canale et al., 2022) — крупный кархародонтозаврид, обитавший на территории Аргентины 97–93 млн.л.н. Примечателен своими маленькими передними лапами.

В массовой культуре

Фильмы

  • Гиганотозавр появляется в серии "Земля гигантов" научно-популярного сериала "Прогулки с динозаврами: В стране гигантов". Там он изображён охотящимся в стае на аргентинозавров, а также его размеры несколько преувеличены.
  • Гиганотозавр и мапузавр появляются в научно-популярном фильме "Динозавры: Гиганты Патагонии".
  • Кархародонтозавр и мапузавр появляются в научно-популярном сериале "Планета динозавров" 2011 года. Кархародонтозавр показан в 1 и 5 сериях, а мапузавр в 5 серии.
  • Гиганотозавр появляется в 3 сезоне сериала "Портал юрского периода".
  • Тираннотитан упоминается в документальном фильме про открытие патаготитана "Аттенборо и гигантский динозавр".
  • Очень нереалистичный гиганотозавр был показан в фильме "Мир Юрского периода: Господство" и в прологе к нему. Данный гиганотозавр имеет неправильную форму черепа, вертикальные зрачки, крокодилью чешую и очень высокие остеодермы. В прологе был показан доисторический гиганотозавр, сосуществовавший с тираннозавром, моросом и игуанодоном, что в корне неверно.

Игры

  • Кархародонтозавр появляется в игре "Jurassic Park: Operation Genesis".
  • Акрокантозавр, гиганотозавр и тираннотитан появляются в мобильной игре "Jurassic World: The Game", где выглядят очень нереалистично.
  • Акрокантозавр, гиганотозавр и кархародонтозавр появляются в мобильной игре "Jurassic Park: Builder".
  • Гиганотозавр появляется в игре "ARK: Survival Evolved", где его размеры сильно преувеличены.
  • Гиганотозавр и акрокантозавр являются играбельными динозаврами в игре "The Isle".
  • Кархародонтозавр, акрокантозавр и гиганотозавр появляются в 2 частях игры "Jurassic World Evolution".
  • Конкавенатор является играбельным животным в игре "Path of Titans".
  • Акрокантозавр появляется в игре "Prehistoric Kingdom".

Галерея

Источники

Advertisement