ФЭНДОМ

Квантас (лат. Qantas samarensis) — монотипный род темноспондильных амфибий, единственный представитель семейства квантасиды, известен из заплавненского горизонта Борского района Самарской области (Россия).

История изучения

Новый вид был описан в 2012 году Игорем Витальевичем Новиковым по остаткам из местонахождения Каменный Дом Общего Сырта. Изначально род был выделен в самостоятельное подсемейство Qantasinae и отнесён к семейству бентозухид. Но в том же году И.В. Новиков выделил животное в самостоятельное семейство Qantasidae.

Этимология

Родовое название дано в честь авиакомпании Квантас, спонсировавшей палеонтологические исследования в Самарской области. Видовое название дано в честь города Самары, административного центра Самарской области, где были обнаружены окаменелости квантаса.

Описание

По особенностям своей морфологии квантас является выражением «архаического многообразия», характерного для начального этапа дифференциации надсемейства Trematosauroidea. Мозаичность организации Qantas заключается здесь в специфическом сочетании бентозухидных и трематозавридных черт, отмеченном из-за характера сохранности материала, главным образом, в строении нижней челюсти, к которым добавляется и ряд архаичных особенностей, необычных для триасовых темноспондилов: присутствие шагрени и мелких зубов на всех короноидах и округлая форма оснований челюстных зубов. Это своеобразие выделяет семейство квантасид среди других трематозавроидов и затрудняет выяснение их родственных связей.

Источники информации

  • Новиков И.В. Новые данные по трематозавроидным лабиринтодонтам Восточной Европы. 3. Qantas samarensis gen. et sp. nov./Москва — 2012
  • Новиков И.В. Раннетриасовые амфибии Восточной Европы: эволюция доминантных групп и особенности смены сообществ./Москва — 2017