Вымершие животные вики
Advertisement

Кедрорест (лат. Cedrorestes) — род игуанодонтовых динозавров из раннего мела штата Юта. Он основан на неполном скелете, который был найден в Желтой кошке Валанжинского возраста, входящей в формацию Кедровой горы.

История изучения[]

Род описан на основе DMNH 47994, частичном скелете, включающем фрагменты ребер, крестец, левую подвздошную кость и часть правой, правую бедренную кость, правую третью плюсневую кость и фрагменты окостеневших сухожилий. Эти останки были в 2001 году извлечены из-под вершины Желтой кошки, входящей в формацию Кедровой горы, в восточно-центральной части штата Юта. Они были найдены разбросанными в известняковом глинистом камне и свидетельствовали о повреждениях до захоронения, вызванных выветриванием.

Этот род можно отличить от других игуанодонтовых орнитопод по сочетанию высокой подвздошной кости с большим боковым костным отростком над и за вертлужной впадиной и суставной поверхностью для седалищной кости, как это видно у гадрозаврид. Дэвид Гилпин и его соавторы, описавшие образец, отметили, что боковой отросток считался диагностическим для гадрозаврид, и интерпретировали сочетание анатомических характеристик у кедрореста как свидетельство того, что род был близок к разделению между гадрозавридами и игуанодонтидами. Они отнесли род к гадрозавридам, как самого раннего известного представителя.

Этимология родового названия происходит от латинского cedrus (cedr-); «кедр» + греческий oros-; «гора», после образования Кедровой горы, где было найдено ископаемое + греческий суффикс, заканчивающийся -etes; «житель». Видовой эпитет дан в честь Майкла Крайтона, автора книг «Парк юрского периода» и «Затерянный мир». Другими динозаврами, названными в честь М. Крайтона, являются китайские крайтонзавр и крайтонпельта.

Палеоэкология и палеобиология[]

Комплекс «Жёлтая кошка», входящий в формацию Кедровых гор, известна своими динозаврами, в том числе маленьким целурозавром тероподом недколбертией, дромеозавридом ютараптором, завроподом кедрозавром и тяжелобронированным анкилозавром гастонией.

Будь то базальный гадрозаврид или производный от него негадрозаврид игуанодонт, кедрорест был бы крупным травоядным, способным передвигаться как на двух ногах, так и на четвереньках. Структура его бедра указывает на то, что у него были мышцы ног, похожие на таковые у гадрозаврид, но функциональное значение изменений в мышцах ног от расположения игуанодонтов к расположению гадрозавридов и, как следствие, различия в движении (если таковые имеются), еще не изучены. Детальные интерпретации палеобиологии кедрореста должны подождать открытия более обширных останков.

Источники[]

Advertisement