ФЭНДОМ

Кенихтис - самый базальный раннедевонвский тетраподоморф, обнаруженный в Китае.

Описание Править

Останки кенихтиса были описаны в 1993 году. Голотип состоит из черепа с нижней челюстью и плечевого пояса. Они были обнаружены в формации Чуаньдонг в провинции Юньнань. Сейчас кости размещены в Пекине.

Длина черепа кенихтиса - 2 см. Известна передняя часть тела с девятью плавниками. Необычно расположение задней ноздри: у большинства тетраподоморфов она находится на нёбе, а у кенихтиса она расположена между премаксиллой и верхней челюстью.

Значение Править

Кенихтис имеет важное значение в эволюции тетрапод. Большинство нететраподовых позвоночных, вроде лучепёрых, обладают двумя наборами ноздрей, и оба являются внешними. Они служат только для обоняния, не играя роли в дыхании. Но вот у ещё рыбы кенихтиса встречается структура, известная как "хоаны", те самые вторые ноздри, характерные для наземных позвоночных и участвующая в процессе дыхания.

До описания кенихтиса хоаны были предметом дискуссий. Выдвигались предположения об их сходстве с передними или задними ноздрями, что она отделилась от этих проходов, или что это вообще иная форма, не имеющая никакого отношения к ноздрям. Спор осложняло наличие хоан у двоякодышащих рыб, хотя их форма отличается от тетраподовых хоан.

Дело прояснил кенихтис. Его состояние ноздрей действительно указывает на то, что хоаны развились путём "миграции" задней наружной ноздри вокруг челюсти и вверх на максиллу. Этот переход оставил след в эволюции всех наземных позвоночных: так называемая волчья пасть у человека, когда максилла и премаксилла не срастаются, является аналогичным строению челюсти кенихтиса.

Палеоэкология Править

Кенихтис был морским жителем, хотя он мог передвигаться по илу или песку во время отлива. В рацион входили мелкие рыбы, бесчелюстные, рачки и некрупные трилобиты, которых кенихтис переворачивал головой.

Источник Править