Килеск (лат. Kileskus aristotocus) — небольшой хищный динозавр, обитавший на территории России около 167-165 млн лет назад.

История находки

1200px-Kileskus aristotocus ZIN PH 5 117.png

Кости этого динозавра были найдены в 2000 году в среднеюрских отложениях Березовского карьера, в 2 км к югу от села Никольское, район Шарыпово, Красноярского края России. Голотип ZIN PH 5/117 основан на частях верхней и нижней челюсти и некоторых, вероятно, связанных с ними посткраниальных элементах конечностей. В 2010 году Аверьянов Александр Олегович из Зоологического института РАН, Краснолуцкий Сергей Анатольевич из Шарыповского регионального музейно-выставочного и экскурсионного комплекса, и Степан Иванцов из Томского государственного университета, описали эту находку под названием Kileskus aristotocus. Несмотря на малочисленность известных останков, Аверьянов и его коллеги выбрали характеристики, которые роднят килеска с процератозавром и гуаньлуном из юрских ископаемых. В частности, в пределах большей семьи тиранозавридов килескус попал в группу ранних тиранозавров, у которых были разные формы орнамента черепа, называемую процератозавридами. Название рода образовано от хакасского kileskus — «ящерица», название вида происходит от греческого άριστότοκος - «благородное происхождение», с ссылкой на филогенетическое положение в группе целурозавров. [1] Годом ранее, эти же ученые описали фрагментарные останки стегозавра из Березовского карьера. Обе эти находки получили неофициальное прозвище «шарыпозавр».[2][3]

Описание

Килеск - вид хищных ящеротазовых динозавров из семейства процератозавридов, живший 165 млн лет назад на территории нынешнего Красноярского края (Россия). Является одним из древнейших представителей семейства, известных науке. Строение челюстей сходно с процератозавром (Proceratosaurus) из Англии гуаньлуном (Guanlong) из Китая, которые характеризуется сагиттальным носовым гребнем (хотя у килеска он не сохранился). По анатомическим характеристикам килеск ближе к процератозавру, чем к гуаньлуну. Элемент голотипа верхней челюсти достигает около 29 см. Верхняя челюсть удлиненная и относительно низкая, содержит 17 альвеол от выпавших зубов, 5-я альвеола содержит единственный сохранившийся зуб. Предположительно, это самый крупный представитель своего семейства, достигавший в длину 5-6 метров. Является базальным процератозавридом и стоит у самого основания эволюционного древа этого семейства.

Систематика

Кладограмма взаимоотношений групп по Аверьянову, Краснолуцкому и Иванцову (2010):

Tyrannosauroidea 

Tyrannosaurus

Дилун

 Proceratosauridae 

Kileskus

Гуаньлун

Процератозавр

Кладограмма 2013 года:

Tyrannosauroidea
Proceratosauridae

Proceratosaurus bradleyi

Kileskus aristotocus

Guanlong wucaii

Sinotyrannus kazuoensis

Juratyrant langhami

Stokesosaurus clevelandi

Dilong paradoxus

Eotyrannus lengi

Bagaraatan ostromi

Raptorex kriegsteini

Dryptosaurus aquilunguis

Alectrosaurus olseni

Xiongguanlong baimoensis

Appalachiosaurus montgomeriensis

Alioramus altai

Alioramus remotus

Tyrannosauridae

Gorgosaurus libratus

Albertosaurus sarcophagus

В культуре

Килеск служит фоном для марок Республики Конго.

Источники

Галерея

Основная статья: Килеск/Галерея