ФЭНДОМ

Килеск — небольшой хищный динозавр, обитавший на территории России около 167-165 млн лет назад.

История находки

1200px-Kileskus aristotocus ZIN PH 5 117
Кости этого динозавра были найдены в 2000 году в среднеюрских отложениях Березовского карьера, в 2 км к югу от села Никольское, район Шарыпово, Красноярского края России. Голотип ZIN PH 5/117 основан на частях верхней и нижней челюсти и некоторых, вероятно, связанных с ними посткраниальных элементах конечностей. В 2010 году Аверьянов Александр Олегович из Зоологического института РАН, Краснолуцкий Сергей Анатольевич из Шарыповского регионального музейно-выставочного и экскурсионного комплекса, и Степан Иванцов из Томского государственного университета, описали эту находку под названием Kileskus aristotocus. Название рода образовано от хакасского kileskus — «ящерица», название вида происходит от греческого άριστότοκος - «благородное происхождение», с ссылкой на филогенетическое положение в группе целурозавров. [1] Годом ранее, эти-же ученые описали фрагментарные останки стегозавра из Березовского карьера. Обе эти находки получили неофициальное прозвище «шарыпозавр».[2][3]

Описание

Килеск - вид хищных ящеротазовых динозавров из семейства процератозавридов, живший 165 млн лет назад на территории нынешнего Красноярского края (Россия). Является одним из древнейших представителей семейства, известных науке. Строение челюстей сходно с процератозавром (Proceratosaurus) из Англии гуаньлуном (Guanlong) из Китая, которые характеризуется сагиттальным носовым гребнем (хотя у килеска он не сохранился). По анатомическим характеристикам килеск ближе к процератозавру, чем к гуаньлуну. Элемент голотипа верхней челюсти достигает около 29 см. Верхняя челюсть удлиненная и относительно низкая, содержит 17 альвеол от выпавших зубов, 5-я альвеола содержит единственный сохранившийся зуб. Предположительно, это самый крупный представитель своего семейства, достигавший в длину 5-6 метров. Является базальным процератозавридом и стоит у самого основания эволюционного древа этого семейства.

В культуре

Килеск служит фоном для марок Республики Конго.

Источники

  1. A NEW BASAL COELUROSAUR FROM THE MIDDLE JURASSIC OF SIBERIA
  2. http://www.krsk.aif.ru/culture/art/101413
  3. STEGOSAUR REMAINS FROM THE MIDDLE JURASSIC OF WEST SIBERIA

Галерея

Основная статья: Килеск/Галерея