ФЭНДОМ

Читипати — овираптор из Монголии, обитал в конце мелового периода 84-75 млн л.н

История находкиПравить

Citipati osmolskae skeleton
Первые ископаемые останки, были найдены в ходе польско-монгольских палеонтологических экспедиций в пустыне Гоби, в 1963-1971 годах и описаны Джеймсом Кларком, Марком Нореллом и Ринченом Барсболдом в 2001 году как Citipati osmolskae - «читипати» происходит от мифических существ в тибетской мифологии, предстающих в образе скелетов. Голотип (IGM 100/978) описан по останкам скелета с черепом. Это один из самых известных овирапторов, благодаря ряду хорошо сохранившихся полных скелетов, в том числе нескольких образцов, найденных в гнездах с яйцами.

ОписаниеПравить

Самая большая особь была размером с Эму и достигала 3 метров (10 футов) в длину.[2] Она считалась самой крупной до обнаружения гигантораптора, описанного в 2007 году. Как и все овирапториды, читипати имел длинную шею и беззубый клюв. Пожалуй, наиболее отличительной чертой читипати, был его высокий гребень, внешне похожий на современного казуара. Гребень был относительно низким с почти вертикальным передним краем переходящим в клюв.

Citipati fossil 01
Наиболее известным считается образец прозванный "Big Mamma" (GIN 100/979), обнаруженный в 1995 году и описаный в 1999 году. Гнездящаяся особь расположена на верхней части яичных кладок, ее конечности распространяются симметрично по обе стороны от гнезда, охватывая весь периметр гнезда. Эта поза встречается сегодня только у птиц и поддерживает поведенческую связь между птицами и динозаврами. Хотя окаменелые яйца динозавров являются редкими, яйца овирапторов довольно хорошо известны. Наряду с четырьмя известными образцами в гнездах, десятки брошенных изолированных гнезд были обнаружены в пустыне Гоби. Яйца имеют форму вытянутых овалов и напоминают яйца бескилевых в текстуре и структуре оболочки. В гнезде, яйца как правило расположены в виде концентрических кругов до трех слоев, доходящих до 22 яиц. Яйца читипати являются крупнейшими из овирапторов и достигают 18 см.
Citipati osmolskae GIN 10042

Citipati osmolskae (образец GIN100/42)

Исследования 2002 года показали, что множество экземпляров и кладок яиц, ранее приписываемых Овираптору (Оviraptor philoceratops), в настоящее время признаны принадлежащими роду читипати (Citipati), в том числе и экземпляр (GIN 100/42), состоящий из полного скелета, обнаруженного польскими палеонтологами в Монголии.

ИсточникиПравить

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Citipati

ГалереяПравить