Вымершие животные вики
Advertisement
Вымершие животные вики

Redstar.png

Конвергентная эволюция (от лат. con «вместе» + vergere «направленость, стремление; склоняться»)— эволюционный процесс, при котором возникает сходство между организмами различных систематических групп, обитающих в сходных условиях, то есть относящихся к одной экологической гильдии.

Причины конвергентной эволюции

Три наиболее известных примера конвергентного сходства (сверху вниз): стеноптеригий - рептилия-ихтиозавр, акула мако - хрящевая рыба и дельфин-белобочка - млекопитающее, родственное парнокопытным.

Конвергенция (от лат. convergere «сближаться, сходиться») в биологии — схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора. В результате конвергенции органы, выполняющие у разных организмов одну и ту же функцию, приобретают сходное строение. Конвергентное сходство никогда не бывает глубоким. 

Следствием конвергентной эволюции является конвергентное сходство. То есть сходство организмов, основанное не на их родстве, а на близком наборе признаков, сформировавшемся независимо в разных группах.

Основной причиной конвергентной эволюции считается сходство экологических ниш рассматриваемых организмов. В частности, наиболее классическим случаем конвергентной эволюции является формирование сходных форм тела у акул, ихтиозавров, талаттозухий, мозазавров и зубатых китов (дельфинов, в частности). Экологическая ниша крупного подвижного водного хищника — одинакова для всех трёх групп (рыбы, рептилии, млекопитающие) и выдвигает сходные требования к форме тела животного. Следует отметить, что многие основные характеристики классов, к которым относятся перечисленные примеры конвергентных сходств, сохраняются у рассматриваемых групп. Например: акулы являются хрящевыми рыбами и имеют характерные для них черты: жабры, хрящевой скелет и плакоидную чешую.

Примеры конвергентной эволюции среди вымерших животных

  • Животные с конвергентно схожей рыбоподобной формой тела.

    Один из самых известных примеров: сходная форма тела у ихтиозавров, акул и зубатых китов, появившаяся в следствие сходного образа жизни.
    • В более широком смысле талаттозухии, мозазавры, ихтиозавры, нектонные рыбы, киты, пингвины и сирены (Sirena - группа млекопитающих) имеют сходную форму тела, хотя, в случае с пингвинами, сиренами, талаттозухиями и мозазаврами это не так очевидно.
      • В свою очередь, талаттозухии, мозазавры и ихтиозавры имеют между собой конвергентные сходства внутри класса рептилий.

        Животные с "Парусом" на спине.

  • Попозауроиды являются группой рептилий, имеющих много конвергентных сходств с другими группами животных.
    • Ктенозаврискиды (аризоназавр, силоузух) имеют удлинённые позвонки, обтянутые кожей, что придаёт им сходства с ранними синапсидами: некоторыми сфенакодонтами, а также эдафозавридами, имевшими похожую анатомическую конструкцию. Это, а также длинная морда некоторых попозауроидов, придаёт им сходства также с некоторыми спинозавридами, имевшими "парус" на спине (спинозавр, ихтиовенатор, оксалайя).
      • В свою очередь, ктенозаврискиды и спинозавриды имеют конвергентные сходства внутри класса рептилий.
      • Также: эдафозавр и диметродон имеют конвергентные сходства между собой внутри класса синапсид.
    • Попозавриды (попозавр, долихобрахий) имеют сходство с динозаврами-тероподами.
    • Шувозавриды также имеют сходство с двуногими динозаврами, но, в основном, с гипсилофодонтидами и орнитомимозаврами.

      Существа с крыльями и вытянутыми кожными перепонками.

  • Существа, способные планировать между деревьями посредством боковых кожных мембран, поддерживаемых стержневидными окостенениями (ложными рёбрами): икарозавр - эолацертия, вейгельтизавриды, а также летучий дракон - современная ящерица семейства агамовых.
    • Также икарозавр и летучий дракон имеют конвергентные сходства между собой внутри группы чешуйчатых.
  • Существа с крыльями, состоящими из перьев или кожаной перепонки, поддерживаемых передними конечностями: птерозавры - рептилии, птицы, летучие мыши - млекопитающие и скансориоптеригиды.
    • В свою очередь, птерозавры и скансориоптеригиды имеют конвергентное сходство внутри класса рептилий.
  • Существа с крокодилоподобной формой тела.

    Существа, являющиеся обитателями водоёмов и питающиеся рыбой и другими водными животными, имеющие длинное тело, относительно длинную морду, короткие лапы и хвост, имеющий форму весла: крокодилы (и другие водные крокодиломорфы), фитозавры, темноспондильные амфибии, протерозухии, мезозавр, такие хористодеры, как хампсозавр.
    • Также фитозавры, крокодиломорфы, протерозухии и мезозавры имеют конвергентные сходства внутри класса рептилий.
      • Также фитозавры, крокодиломорфы, некоторые хористодеры и протерозухии имеют конвергентные сходства внутри подкласса диапсид и группы архозавроморфы.

        Существа, имеющие змеевидную форму тела.

  • Существа, имеющие змеевидную форму тела: сами змеи, некоторые ящерицы, некоторые современные амфибии, некоторые темноспондильные амфибии, некоторые виды акул, угри, ящерицы и амфибии, сохраняющие короткие ноги, но всё же имеющие гибкое змеевидное тело.
    • В свою очередь, довольно большое количество неродственных друг другу амфибий имеют конвергентное сходство внутри класса.

Источники

Литература

  • Kirk, John Thomas Osmond (2007). Science & Certainty. Csiro Publishing. p. 79. ISBN 978-0-643-09391-1. Archived from the original on 2017-02-15. Retrieved 2017-01-23 . evolutionary convergence, which, quoting .. Simon Conway Morris .. is the 'recurring tendency of biological organization to arrive at the same "solution" to a particular "need". .. the 'Tasmanian tiger' .. looked and behaved like a wolf and occupied a similar ecological niche, but was in fact a marsupial not a placental mammal.
  • Reece, J.; Meyers, N.; Urry, L.; Cain, M.; Wasserman, S.; Minorsky, P.; Jackson, R.; Cooke, B. (2011-09-05). Cambell Biology, 9th Edition. Pearson. p. 586. ISBN 978-1-4425-3176-5.
  • "Homologies and analogies". University of California Berkeley. Archived from the original on 2016-11-19. Retrieved 2017-01-10 .
  • Thunstad, Erik (2009). Darwins teori, evolusjon gjennom 400 år (in Norwegian). Oslo, Norway: Humanist forlag. p. 404. ISBN 978-82-92622-53-7.
  • Buller, A. R.; Townsend, C. A. (19 Feb 2013). "Intrinsic evolutionary constraints on protease structure, enzyme acylation, and the identity of the catalytic triad". Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 110 (8): E653–61. Bibcode: 2013PNAS..110E.653B. doi: 10.1073/pnas.1221050110. PMC 3581919. PMID 23382230
  • Gould, S.J.(1989). Wonderful Life: The Burgess Shale and the Nature of History. W.W. Norton. pp. 282–285. ISBN 978-0-09-174271-3.
Advertisement