ФЭНДОМ

Конфуциусорнис  — ископаемая птица из раннего мела Китая, жившая около 120 млн лет назад.

История находкиПравить

В ноябре 1993 года китайские палеонтологи из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии в Пекине представили ископаемую птицу, купленную на блошином рынке в Сихетуне любителем палеонтологом Чжан Хэ. Экземпляр сохранил частичный скелет птицы, новой для науки, в которой сохранились даже некоторые остатки пера. В декабре 1993 года еще два экземпляра были получены от фермера Ян Юйшань. Вскоре после этого, было обнаружено, что местные фермеры систематически собирали сотни образцов для незаконной продажи коммерческим торговцам ископаемыми. С тех пор многие сотни экспонатов были добавлены в официальные коллекции китайских учреждений. В 2000 году китайскими палеонтологами были описаны 40 экземпляров меловых птиц, найденных на площади в 100 м2, на западе провинции Ляонин, Китай.
Confuciusornis fossil 01
Этот пример массовой смертности был объяснен деятельностью вулканических извержений, когда целая стая птиц была убита дымом и ядовитым газом, а после захоронена под слоем золы и пепла, образовавших туфовые слои, в которых позже были найдены окаменелости. В 2010 году только в Шаньдунском музее природы Тянью было 536 экземпляров, окаменелости спрессованы в известняке, но в остальном они очень полные, часто показывающие масштабное оперение животного.

Confuciusornis fossil 02
В 1995 году китайские палеонтологи описали типовой вид Confuciusornis sanctus, название рода дано в честь философа Конфуция и греческого ὄρνις, (ornis) - «птица». Голотипом является образец IVPP V10918. В 1997 году Хоу назвал еще два вида - первым был Confuciusornis chuonzhous, основанный на образце IVPP V10919, первоначально паратипе C. sanctus. Второй вид был Confuciusornis suniae, основанный на образце IVPP V11308, в настоящее время они считаются синонимами голотипа. В 1999 году Хоу, Чжоу, Чжан, Ларри Мартин и Алан Федуччия назвали Confuciusornis dui на основе образца IVPP V11553. В 2009 году Чжан Фучэн и соавторы описали Confuciusornis feducciai, основанный на экземпляре D2454. В 2010 году Ли Ли, Ван Цзинци и Хоу Шилин назвали Confuciusornis jianchangensis, основанный на образце PMOL-AB00114, найденном в Тудаоинци. В 2002 году Хоу назвал род Jinzhouornis. Луис Чиаппе позже пришел к выводу, что это, вероятно, младший синоним Конфуциусорниса.

В 2008 году был описан образец, датируемый 135-125 млн лет назад, он является самым ранним из птиц, у которых есть кератиновый клюв и нет зубов, как у современных птиц. Этот экземпляр был выделен в собственный род Эоконфуциусорнис (Eoconfuciusornis).

ОписаниеПравить

Confuciusornis fossil 03
Конфуциусорнис - это род примитивных птиц размером с ворону (длиной 50 см), из раннемеловых образований Китая, датируемых 125-120 миллионов лет назад. Как и у современных птиц, клюв конфуциуорниса был беззубым, но более близкие родственники современных птиц - гесперорнис и ихтиорнис имели зубы, что говорит о независимой утрате зубов у конфуциусорнисов. Так или иначе, это одна из самых ранних птиц, имевших клюв. Конфуциусорнис демонстрирует сочетание основных и производных признаков, он был более «продвинутым» чем археоптерикс, обладающий коротким хвостом с пигостилем (кость, образованная из серии коротких слитых хвостовых позвонков) и костлявой грудиной, с другой стороны он более базальный или «примитивный», чем современные птицы, т.к сохранил крупные когти на передних конечностях, имел примитивный череп с закрытой глазницей и относительно маленькую грудную клетку.

Confuciusornis fossil 04
Череп Конфуциусорниса был снабжен остроконечным беззубым клювом. Он был относительно тяжелым и неподвижным, неспособен к кинезисам современных птиц, которые могут поднять морду относительно задней части черепа. Запястье Конфуциусорниса слито, вторая и третья пястные кости были также частично сращены, но первая не была использована, и пальцы могли свободно перемещаться относительно друг друга. Вторая пястная кость, которая поддерживала перья для полета, была очень сильной, его палец несет небольшой коготь. Коготь первого пальца напротив был очень большой и изогнутый. Треугольный третий пястный, который поддерживал перья, был, вероятно, заключен в плоть руки. Формула фаланги пальцев была 2-3-4-0-0. Формула фаланги пальцев ноги была 2-3-4-5-0. Пропорции пальцев ноги предполагают, что они использовались и для ходьбы и для посадки, в то время как когти большого пальца и третьего пальца были очень большими.

Маховые перья конфуциусорниса были длинными и современными по внешнему виду. Маховые перья достигали 20,7 см в длину, пять самых длинных первичных перьев были в 3,5 раза длиннее кисти и относительно длиннее, чем у любой современной птицы. Форма крыла не соответствует какой-либо конкретной форме, найденной среди живущих птиц. Многие экземпляры сохраняют пару длинных узких перьев хвоста, которые вырастали длиннее, чем вся длина остальной части тела, однако у многих особей конфуциуорниса не было этих двух хвостовых перьев, возможно, из-за полового диморфизма. Остальная часть хвоста вокруг пигостиля была покрыта короткими неаэродинамическими пуховыми пучками, подобными контурным перьям тела, а не привычным пером современных птичьих хвостов.

Confuciusornis 02
В начале 2010 года группа ученых под руководством Чжан Фучэна исследовала окаменелости с помощью электронного микроскопа и обнаружила сохранившиеся меланосомы (органеллы, которые содержат цвета). Используя сочетание меланосом и присутствия металлов в перьях, команда ученых восстановила конфуциуорниса с темно окрашенными перьями тела и перьями верхнего крыла, но не обнаружила следов ни меланосом, ни металлов в большинстве перьев крыла. Они предположили, что крылья конфуциуорниса были белыми или, возможно, окрашены каротиноидными пигментами. Длинные хвостовые перья, предположительно мужских особей, также были темного цвета по всей их длине.

Виды Править

  • Confuciusornis sanctus (Hou et al., 1995)
  • Confuciusornis dui (Hou et al., 1999)
  • Confuciusornis feducciai (Zhang et al., 2009)
  • Confuciusornis jianchangensis (Li, Wang & Hou, 2010)

ГалереяПравить

Основная статья: Конфуциусорнис/Галерея

ИсточникиПравить

  1. http://www.wikiwand.com/en/Confuciusornis