ФЭНДОМ

Креторнис - род аждархоид из Чехии.

История изучения

Останки креторниса были обнаружены вблизи местечка Хоцень в 1880 году. Через год Антон Фриц описал, как он думал, птицу креторнис. Однако позже стало ясно, что останки принадлежат неизвестному ранее птерозавру, и Ричард Лидеккер переименовал креторниса в Ornithocheirus hlavaci в 1888 году.

Поскольку видовое название не должно содержать диакритических знаков, Лидеккер предложил написать его так, будто бы Фриц был немцем. Однако Антон, чистокровный чех, в 1905 году сумел отстоять правильное наименование креторниса.

С 1905 года Креторнис считался спорным видом, однако в 2010 году Александр Аверьянов пришёл к выводу, что креторнис может иметь уникальные черты. В 2015 году он переописал его, оставив в качестве полноценного таксона.

Описание

Голотип представляет из себя неполное левое крыло. В него также входит плечевая кость с уникальным ромбовидным сечением дистальной части и фрагментами локтевой и пястных костей, суставов первой и второй фаланги крыла, набор элементов конечностей.

Систематика

Креторнис отнесён к аждархоидам - надсемейству гигантских птерозавров. Более точный анализ определил его к неоаждархиям. Он более развит, чем талассодромеиды, а ещё креторнис разделяет общие черты с монтанаждрако.