ФЭНДОМ

Redstar

Криттенденцератопс (лат. Crittendenceratops) — род растительноядных динозавров подсемейства центрозаврин (семейство цератопсид), обитавших на территории Северной Америки в меловом периоде (около 73 млн лет назад). Включает в себя единственный вид, являющийся типовым — Crittendenceratops krzyzanowskii.

Обнаружен на юго-востоке Аризоны в формации Форт-Криттенден (США) в кампанском ярусе палеонтологами из Музея естественной истории и науки Нью-Мексико (NMMNHS). Были обнаружены окаменелые фрагменты черепов двух особей этого вида. Описан в 2018 году доктором Себастьяном Далманом и соавторами (Hodnett, Lichtig & Lucas).

Описание

Цератопсид небольших размеров (3,4-4 м в длину, около 1,2 м в высоту), отнесён к Nasutoceratopsini. Масса оценивается примерно в 750-1000 кг. Однако стоит отметить, что по словам ученых, найденная особь была молодой. У ящера наблюдается уникальное сочетание характеристик, которые не являются уникальными сами по себе.

Воротник был направлен вверх и имел среднюю длину. В воротнике криттенденцератопса присутствовали большие окна. Отличается загнутыми вперед крючкообразными выступами, расположенными вдоль его центральной части. Он мог играть защитную функцию, однако возможно, что он выполнял сигнальную функцию или служил своеобразным теплоотводом. Существует предположение, что воротник был ярко окрашен (это было нужно для привлечения противоположного пола). При этом воротник утолщён в теменной части, вдоль его теменной части присутствовали обширные выросты теменной кости (похожий воротник имелся у насутоцератопса).

На голове присутствовало два крючковатых, заметно загнутых вниз длинных, острых рога. Они, вероятнее всего, не служили особо эффективным средством защиты от очень крупных хищников (например, тираннозавридов), а являлись средством общения и отличительным признаком особей. Стоит отметить, что исследования окаменелостей трицератопса привело к мысли о том, что рога могли применяться в сражениях с себе подобными (например, сражение за самку, как у некоторых современных животных). Также версию о том, что рога могли быть эффективным оружием схватки в борьбе с тероподами опровергает то, что в настоящее время растительноядные животные, как правило, не могут использовать рога в качестве эффективного средства обороны от хищников, схожих с ними по размерам.

На поверхности чешуйчатой кости имелся ярко выраженный короткий гребень.

Как и все цератопсиды, криттенденцератопс был растительноядным животным. Мощный и прочный клюв больше был предназначен для отрывания растительности, нежели для её пережёвывания.

Значение открытия

Кавычки начало У нас просто поотвисали челюсти. Значимость этого открытия заключается в том, что криттенденцератопс представляет самого молодого члена своего вида и что эта группа все еще жила в Северной Америке в конце мелового периода Кавычки конец
Себастьян Далман

Crittendenceratops krzyzanowskii - самый молодой из обнаруженных в настоящее время насутоцератопсинов в Северной Америке. Принадлежность нового члена клады Nasutoceratopsini в южной части Ларамидии заполняет эволюционный разрыв между несколько более старшими Yehuecauhceratops и другими насутоцератопсинами, известными в позднем кампане на северо-западе Северной Америки[1]. Кроме того, Crittendenceratops открывает информацию к палеобиогеографическому распределению насутоцератопсинов мелового периода.

Филогенетика

Crittendenceratops был помещён в Centrosaurinae, в кладу Nasuceratopsini. Это самый молодой известный вид этой клады.

Crittendenceratops является родственным видом еще не названного таксона, представленного образцом GPDM 63, центрозаврина с Мальты.

Кладограмма ниже показывает положение Crittendenceratops в эволюционном генеалогическом древе в соответствии с описательной статьей.

Diabloceratops eatoni

Centrosaurinae 
Nasutoceratopini 

Yehuecauhceratops mudei

Nasutoceratops titusi

Avaceratops lammersi

MOR 692

CMN 8804

Crittendenceratops krzyzanowskii

'Новый центрозаврин с Мальты'

Albertaceratops nesmoi

Medusaceratops lokii

Sinoceratops zhuchengensis

Wendiceratops pinhornensis

Machairoceratops cronusi

Eucentrosaura 

Einiosaurus procurvicornis

Achelousaurus horneri

Pachyrhinosaurus perotorum

Pachyrhinosaurus lakustai

Pachyrhinosaurus canadensis

Centrosaurini 

Coronosaurus brinkmani

Xenoceratops foremostensis

Spinops sternbergorum

Centrosaurus apertus

Rubeosaurus ovatus

Styracosaurus albertensis

Этимология

Родовое название Crittnedenceratops переводится как «рогатая морда из Форт-Криттенденской свиты». Название вида krzyzanowskii отсылает к покойному Стану Кшижановскому, научному сотруднику NMMNHS (Музей естественной истории и науки Нью-Мексико), который впервые обнаружил кости нового динозавра.

Галерея

Дополнительная литература

  • Andrew B. Heckert, Spencer G. Lucas, Stan E. Krzyzanowski, 2003, "Vertebrate fauna of the late Campanian (Judithian) Fort Crittenden Formation, and the age of Cretaceous vertebrate faunas of southeastern Arizona (U.S.A.)", Neues Jahrbuch für Geologie und Palaeontologie, Abhandlungen 227: 343-364
  • Dalman, Sebastian G.; Hodnett, John-Paul M.; Lichtig, Asher J.; Lucas, Spencer G., 2018, "A new ceratopsid dinosaur (Centrosaurinae: Nasutoceratopsini) from the Fort Crittenden Formation, Upper Cretaceous (Campanian) of Arizona", New Mexico Museum of Natural History and Science Bulletin79: 141–164

Источники

  1. http://novataxa.blogspot.com/2018/11/crittendenceratops.html