ФЭНДОМ

Ктенозавриск - попозауроид семейства ктенозаврискиды. 

ИсторияПравить

Ктенозавриск4
Голотип ктенозавриска GZG.V. 4191 обнаружили в Германии, Нижняя Саксония. Он состоит из четырёх плит, названных А1, А2, В1 и В2. Образцы был инайдены в 1871 году в Бремке-Делле, недалеко от Геттингена, в месторождении Соллинг-Баусандштайн. Окаменелость разместили в Геттинском университете и благополучно забыли до 1902, когда её описал Фридрих фон Хюне. Однако тогда он отнёс её к чёрным игуанам, назвав Ctenosaurus koeneni.

Хюне считал Ctenosaurus koeneni пеликозавром(тогда их считали рептилиями), на основе сходства с диметродоном. Отнеио Абель наоборот отнёс его к темноспондильным, тесно связанным с платигистриксом.

Так как Ctenosaurus оказался занят, Оскар Кун переименовал ящера в Ctenosauriscus в 1964 году. Палеонтолог Б. Кребс переописал голотип и определил ктенозавриска к архозаврам, на основе сходства с гипселорахисом из Танзании.

В 2011 году группа Несбитта заявила, что не нашла никаких аутопоморфий ктенозавриска, но его можно считать уникальным на основе некоторых признаков.

ОписаниеПравить

Голотип GZG.V. 4191 состоит из остатков паруса, позвоночника и пояса конечностей. Это самый ранний архозавр, после витшегдозуха и ксилозуха

Как и у всех членов семейства, ктенозавриск имеет парус на спине, наиболее похожий на диметродоновый. Он сформирован из удлинённых нервных шипов спинных и шейных позвонков. Они немного изгибаются вперёд в области плеч и назад в области таза. Хотя похожими обладают и другие попозауроиды, вроде лотозавра, ктенозавриск обладает самым большим парусом всей группы.

На ктенозавриска очень похож среднетриасовый аризоназавр. Оба ктенозаврискида имеют удлинённые в 12 раз шипы, но у ктенозавриска ближе к концу они расшираются. 

В 1998 году предполагали, что ктенозавриск ходил на двух ногах, а парус помогал перносить вес. Однако в 2011 году опровергли эту идею: тогда мышцы ног должны были быть напряму связанными с парусом, а он перемещал бы центр тяжести к передней части тела, что делало нереальным передвижение на двух конечностях.

ПалеоэкологияПравить

Ктенозавриск обитал в засушливых областях Германии. Жил стаями, охотясь на дицинодонтов. Главой стаи был самец с самым большим парусом. Иногда охотились на рыб. 

ГалереяПравить

ИсточникПравить