ФЭНДОМ

Ктенозавриск (лат. Ctenosauriscus) - попозауроид семейства Ctenosauriscidae. 

История

Ктенозавриск4
Голотип ктенозавриска GZG.V. 4191 обнаружили в Германии, Нижняя Саксония. Он состоит из четырёх плит, названных А1, А2, В1 и В2. Образцы были найдены в 1871 году в Бремке-Делле, недалеко от Геттингена, в месторождении Соллинг-Баусандштайн. Окаменелость разместили в Геттинском университете и благополучно забыли до 1902, когда её описал Фридрих фон Хюне. Однако тогда он отнёс её к чёрным игуанам, назвав Ctenosaurus koeneni.

Хюне считал Ctenosaurus koeneni пеликозавром (тогда их считали рептилиями), на основе сходства с диметродоном. Отнеио Абель наоборот отнёс его к темноспондильным, тесно связанным с платигистриксом.

Так как Ctenosaurus оказался занят, Оскар Кун переименовал ящера в Ctenosauriscus в 1964 году. Палеонтолог Б. Кребс переописал голотип и определил ктенозавриска к архозаврам, на основе сходства с гипселорахисом из Танзании.

В 2011 году группа Несбитта заявила, что не нашла никаких аутопоморфий ктенозавриска, но его можно считать уникальным на основе некоторых признаков.

Описание

Ctenosauriscus koeneni

Голотип GZG.V. 4191 состоит из остатков паруса, позвоночника и пояса конечностей. Это самый ранний архозавр, после витшегдозуха и ксилоузуха

Как и у всех членов семейства, ктенозавриск имеет парус на спине, наиболее похожий на диметродоновый. Он сформирован из удлинённых невральных шипов спинных и шейных позвонков. Они немного изгибаются вперёд в области плеч и назад в области таза. Хотя похожими обладают и другие попозауроиды, вроде лотозавра, ктенозавриск обладает самым большим парусом всей группы.

На ктенозавриска очень похож среднетриасовый аризоназавр. Оба ктенозаврискида имеют удлинённые в 12 раз шипы, но у ктенозавриска ближе к концу они расшираются. 

В 1998 году предполагали, что ктенозавриск ходил на двух ногах, а парус помогал переносить вес. Однако в 2011 году опровергли эту идею: тогда мышцы ног должны были быть напрямую связанными с парусом, а они перемещал бы центр тяжести к передней части тела, что делало нереальным передвижение на двух конечностях.

Палеоэкология

Ктенозавриск обитал в засушливых областях Германии. Жил стаями, охотясь на дицинодонтов. Главой стаи был самец с самым большим парусом. Иногда охотились на рыб. 

Галерея

Источник