ФЭНДОМ

Ктенорахис - род техасских сфенакодонтов.

Открытие Править

В мае 1988 года Роберт Хук и Дэниел Чейни откопали скелет синапсида восточнее города Фульда, округ Бейлор, штат Техас. В апреле следующего года обнаружили ещё один скелет, на этот раз в округе Арчер.

Вид был описан в 1991 году Хуком и Николасом Хоттоном III.

Описание Править

Голотип USNM 437710 состоит из 31 позвонка, таза и ребра. Второй образец - USNM 437711 - скелет без черепа. В него входят рёбра, 16 позвонков и ещё одна кость.

Предположительная длина - 2 метра.

Как и у сфенакодона, у ктенорахиса был небольшой короткий гребень,

Ктенорахиса определили к настоящим сфенакодонтам, потому что он имеет ряд отличительных от хаптодусов признаков. Во-первых, он крупнее каждого из них. Во-вторых, есть парус, который отсутствует у хаптодусов.

Ктенорахис ходил подобно крокодилам, волоча хвост при ходьбе.

Систематика Править

Согласно описанию 1991 года, ктенорахис - первый сфенакодонтид. Это было сделано на основе паруса, так как он ниже такового у остальных сфенакодонтов. Кроме того, ктенорахис примитивен и теснее связан с хаптодусами и кателрией, ближайшей родственницей ктенорахиса, и другими базальными сфенакодонтидами. Увы, точный кладистический анализ в 1991 году не провели. А на сегодняшний день высокий парус считается признаком ранних форм, а ктенорахис - производная форма.

Палеоэкология Править

Ктенорахис был одним из самых крупных хищников своего времени. Он был ещё яйцекладущим, закапывал свои яйца в песок, но охранял кладку, как это делают крокодилы. Найдены признаки канибализма.

Ктенохарчис

Одно из немногих изображений ктенорхачиса. Создано в игре Spore

Жили они поодиночке, но и одно такое животное представляло угрозу для целого стада казеид. Ктенорахис обладал хорошими клыками, позволявшими ему прокусывать мясо до костей. Представлять угрозу могли лишь амфибии эриопсы, но сам ктенорахис употреблял их в пищу. Среди прочих соседей ктенорахиса эдафозаврид янтазавр, офиакодонт стереофаллодон, хаптод и пресноводная акула ксенакант.

Вполне возможно, что он был предком самых опасных хищников ранней перми - сфенакодона, диметродона.

Этимология Править

Название "Ктенорахис" в переводе означает "комбинированный костяк". Видовое название "Джэксон" происходит от Дэниела Джэксона.

ИсточникПравить