Лайсанский погоныш (лат. Porzana palmeri) — вид погонышей с Гавайского архипелага.

Описание

Лайсанский погоныш был длиной 15 см, имел очень маленькие, закруглённые крылья. В то время как у летающих пастушковых чаще 11 первостепенных маховых перьев, у лайсанского погоныша их всего 8, причём восьмое перо такой же длины, что и первое.

Гнездо строили в кустарниках, реже самка маскировала его. Доступ к гнезду был непрямой, что должно было защитить от разорителей. Яйца были длиной 3,1 см и шириной 2,1 см. Высиживание происходило с мая по июнь. В кладке было в среднем 3 яйца.

Птенцы были чёрные с жёлтым клювиком. Появлялись на свет в июне, у мидуэйских погонышей — в марте. Птенцы быстро учились добывать пищу и уже через 5 дней могли бегать так же резво, как и родители.

Лайсанский погоныш потерял способность летать вероятно менее чем 125 000 лет назад.

Распространение

Вид был эндемичен для острова Лайсан. Также некоторое количество птиц было завезено на остров Лисянского, острова Мидуэй и Сэнд.

Образ жизни

Погоныши жили в норах глубиной до 1,5 м. Основную часть рацион составляли насекомые, которых они ловили на лету, и яйца. Могли также питаться падалью, растениями и семенами.

Лайсанский погоныш не боялся людей и был очень любопытен. Естественных врагов у них не было.

Палмер писал, что он ловил их, расставив на земле сеть. Птицы сразу же прибегали, чтобы рассмотреть их.

Птицы позволяли себя фотографировать

Известен случай, когда фотограф находился на расстоянии 60 см от гнезда, а лайсанский погоныш спокойно возвращался к себе домой, не обращая внимания на человека. Более того, фотограф несколько раз вытаскивал птицу, чтобы сфотографировать её и гнездо, после чего погоныш спокойно возвращался в гнездо.

Изучение и вымирание

Первыми птиц обнаружила команда корабля «Moller», посетившая остров в 1828 году. Птицы были распространены на острове, к 1891 году их популяция составляла 2000 особей. Через год вид получил своё описание. Ещё 30 лет лайсанские погоныши спокойно существовали, несмотря на то, что более 15 продолжалась добыча гуано — ресурса, используемого как удобрение. Тем не менее бичом для этого вида стали не люди, а их спутники — на свободу было выпущено некоторое количество кроликов, уничтоживших почти всю растительность острова. В 1923 году бо́льшая часть кроликов была уничтожена, остальная часть вымерла по естественным причинам, однако уже три вида были уничтожены: это Acrocephalus familiaris familiaris, подвид гавайской камышовки, Himathione sanguinea freethii, подвид огненной гавайской цветочницы, и лайсанский погоныш.

Попытки ретродукции вида с Мидуэя не увенчались успехом: всех погонышей сгубили крысы и отсутствие растительности.

Источники

Категория:Авеметатарзалии