Лептостомия (лат. Leptostomia) — род, предположительно, аждархоидных птерозавров, обитавших в Марокко в ранний и поздний меловой периоды (предположительно, альбский и сеноманский этапы). Типовым видом является L. begaaensis, который был назван и описан в 2020 г. из отложений группы Кем-Кем в Марокко.

Этимология

В 2020 году палеонтологи Рой Смит (Roy E. Smith), Дэвид Майкл Мартил (David Michael Martill), Александр Као (Alexander Kao), Самир Зухри (Samir Zouhri) и Николас Лонгрич (Nicholas R. Longrich) описали вид птерозавров Leptostomia begaaensis. Родовое название — это комбинация древнегреческих слов leptos (что означает «тонкий») и stoma (что означает «клюв»). Видовое имя связано с происхождением птерозавра из оазисной деревне Хасси-эль-Бегаа, недалеко от стоянки Аферду-Н'Чафт.

История изучения

0udb404a40-767276c4-160439fe.png

Образец голотипа лептостомии, FSAC-KK 5075, был обнаружен в слое речных отложений формации Ифезуан группы Кем-Кем в Марокко. Возраст которого неизвестен, но считается, что он восходит к сеноманскому или, возможно, альбскому этапу среднего мелового периода, около 100 миллионов лет назад. Голотип состоит из части верхнего клюва, расположенной перед носоанторбитальным отверстием. Образец FSAC-KK 5076, вторая окаменелость этого вида, и образец паратипа лептостомии, состоит из передней части зубного симфиза. Сохранившаяся часть нижних челюстей, по мнению авторов, могла лежать перед головотрубкой голотипа с некоторым перекрытием. Образцы лептостомии были исследованы с помощью компьютерной томографии.

Описание

0uefec4c00-55ed60af-f1aa6480.jpg

Лептостомия была маленьким животным с длинным клювом, приспособленным для исследования отложений. Голотип состоит из двух фрагментов клюва. Фрагменты лептостомии были в основном плоскими, с толстыми стенками, необычными для птерозавров. Голотип лептостомии имел длину 48 миллиметров (1,9 дюйма), и на основании этого измерения палеонтологи оценили длину черепа от 6 до 20 см (2,4 и 7,9 дюйма).

Морда животного чрезвычайно удлиненная, всего 2,2 миллиметра (0,087 дюйма) в глубину спереди. Челюсти беззубые, слегка загнуты вверх и постепенно сужаются к передней части. Челюсти также были сильно уплощены. У верхней челюсти был узкий гребень, подобный тому, который наблюдается у многих других птерозавров, который перекрывался бы бороздкой на нижней челюсти.

Классификация

Изображение 2020-11-29 111446.png

Smith et al. предполагают, что Leptostomia была птеродактилоидом и, вероятно, принадлежала к кладе Azhdarchoidea, но ее родство остается неясным из-за фрагментарной природы окаменелостей. Поскольку птерозавров, очень похожих на Leptostomia, не было описано ранее, неясно, принадлежит ли он к известному семейству, например, Azhdarchidae или Chaoyangopteridae, или представляет собой представителя новой клады аждархоидов.

Палеобиология

Клюв лептостомии не похож на клюв ни одного ранее описанного птерозавра. Вместо этого он очень похож на птиц, которые питаются, исследуя отложения, таких как киви, ибисы, удоды и дупели. Эти птицы обычно питаются беспозвоночными, такими как дождевые черви (в почве) или многощетинковые черви, крабы-скрипачи или двустворчатые моллюски (в устьях рек или морских приливных водах). Добычу лептостомии можно было найти с помощью чувствительной системы нервных окончаний, способной обнаруживать движение на расстоянии.

Источники