ФЭНДОМ

Redstar

Листрозавр — род широкораспространённых дицинодонтов, обитавших в триасовом периоде. В роде очень много видов, обитавших на территории от Африки до Сибири. 

Открытие

Листрозавр22

Скелет L. hedini в музее города Тюбинген, Гермения

Первый череп листрозавра обнаружил доктор Элиас Рут Бидл, коллекционер ископаемых. О находке он написал знаменитому палеонтологу Чарлзу Отниелу Маршу, однако тот не ответил на сообщение. В то же время находкой заинтересовался соперник Марша - Эдвард Коп, после чего описал род Lystrosaurus в 1870 году. Марш таки приобрёл череп в 1871 году, однако причина его заинтересованности находкой неясна. Возможно, он просто хотел изучить статью Копа.

Листрозавр и теория тектоники

Ареал листрозавра

Карта Пангеи. Жёлтым показан ареал Листрозавра, красным - циногната, зелёным - мезозавра

В 1969-1970 году команда Эдвина Кольбера обнаружила останки листрозавра в Антарктиде. Кроме того, листрозавров уже обнаружили в России, Китае, ЮАР и Индии. Ареал этого синапсида является ещё одним доказательством теории тектонических плит, подтверждая наличие в древности суперконтинента Пангеи.

Описание

Листрозавр - дицинодонт средних размеров, длиной 0,6-2,5 метра. 

Листрозавр24

Листрозавр вида L. georgi Kalandadze, 1975

В отличие от других терапсидов, у дицинодонтов, и листрозавра в частности, голова была округлой и не имела зубов, кроме пары бивней, находящихся на верхней челюсти. У листрозавров был роговой клюв, как у черепах, служащий для откусывания растительности. Для перетирания пищи на вторичном нёбе имелось роговое покрытие. Челюсти были слабо развиты и могли двигаться только вперёд-назад. Глаза располагались высоко на черепе.

Строение скелета показывает, что литрозавры ходили "в развалочку". Нижния задний угол лопатки был очень прочным и сильно окостеневшим, что способствовало увеличению длины шага. Пять крестцов были массивными, не срастались друг с другом и тазом, что позволяло листрозавру не наклоняться вбок при ходьбе. Считается, что контрфорс над вертлужной впадине таза предотвращал вывих ноги.

Виды

На данный момент описано 23 вида, из которых действительными считаются всего 6-7. 

Африканские виды

Наиболее часто останки листрозавров находят в бассейне Кару. В разное время считалось, что на этой территории обитает от 23 до 6 видов. На 2011 год действительными считаются четыре африканских вида: L. curvatusL. maccaigi, L. murrayi и L. declivis. В некоторых случаях выделяют L. platyceps и L. oviceps, считающиеся возможными синонимами вида L. curvatus.

Листрозавр25

L. maccaigi - самый большой вид, специализированный на твёрдой растительности. L. curvatus был менее прихотливым, способным перетирать как жёсткие стволы цикадовых, так и более нежные листья папоротников. На этот вид похож синапсид квазулузавр K. shakai, из-за чего некоторые палеонтологи считают их синонимами или близкими родственниками, или что K. shakai  был предком L. curvatus, а L. maccaigi происходит от боковой ветви общего предка листрозавров. L. maccaigi встречается только в отложениях пермского периода и, предположительно, вымер после ухудшения услвий во время Пермского вымирания. К тому же, его строение и особенности указывают на то, что он мог мигрировать в области Кару из других регионов.

L. curvatus находят в узкой зоне Пермского вымирания. Он может быть своеобразным маркером для определения границ пермского и триасового периодов. Череп L. curvatus сначала был обнаружен в перми Замбии, из-за чего была создана теория о миграции вида в бассейн Кару, однако позднее в перми ЮАР было обнаружено несколько образцов L. curvatus, вследствие чего теорию отвергли. Виды L. murrayi и L. declivis встречаются только в триасовых отложениях.

Остальные хорошо известные виды

В Московской области был обнаружен вид L. georgi, датируемый очень ранним триасом. Он мог быть родственником L. curvatus.

  • Lystrosaurus amphibius Brink, 1951
  • Lystrosaurus bothai Broom, 1941
  • Lystrosaurus breyeri Van Hoepen, 1915
  • Lystrosaurus broomi Young, 1939
  • Lystrosaurus curvatus Owen, 1876
  • Lystrosaurus declivis Brink, 1951
  • Lystrosaurus georgi Kalandadze, 1975
  • Lystrosaurus hedini Young, 1935
  • Lystrosaurus jeppei Van Hoepen, 1916
  • Lystrosaurus jorisseni Van Hoepen, 1916
  • Lystrosaurus mccaigi Seeley, 1898
  • Lystrosaurus murrayi Huxley, 1859
  • Lystrosaurus oviceps Haughton, 1915
  • Lystrosaurus platyceps Seeley, 1898
  • Lystrosaurus primitivus Toerien, 1954
  • Lystrosaurus putterilli Van Hoepen, 1915
  • Lystrosaurus robustus Sun, 1973
  • Lystrosaurus rubidgei Broom, 1940
  • Lystrosaurus shichanggouensis Cheng, 1986
  • Lystrosaurus theileri Van Hoepen, 1916
  • Lystrosaurus wageri Van Hoepen, 1916
  • Lystrosaurus wagneri Van Hoepen, 1916
  • Lystrosaurus youngi Sun, 1964

Dicynodon seeleyi Broili, 1908, Lystrosaurus weidenreichi Young, 1939 и Prolystrosaurus strigops Broom, 1913 являются пока ещё сомнительными видами, но всё-же включены в род листрозавр.

Палеоэкология

Листрозавр21

Некогда листрозавров считали полуводными животными, как бегемотов. Новейшие исследования предполагают, что листрозавры обитали в полупустынных местностях, ведя кочевой образ жизни. Они питались хвощами, суккулентами и цикадовыми. Опасность для стад листрозавров представляли тероцефалы, вроде иктидозухоида или мосхорина.

Единственный и неповторимый

После Пермского вымирания листрозавры достигли своего расцвета: в начале триаса, по подсчётам учёных, 95% всех наземных позвоночных приходилось на этих самых дицинодонтов. Такого случая доминирования одного вида в истории Земли ещё не было. Так чем обусловлена такая ситуация?

Листрозавр23

Теорий о причинах Великого вымирания множество. Одна из них гласит, что в атмосфере уменьшился процент кислорода, а угарного газа, наоборот, увеличился. В таких условиях небольшие животные, жившие в норах, а именно такими и представляют пермских листрозавров, смогли уменьшить негативное воздействие смеси воздуха и угарного газа благодаря своему размеру. Кроме того, на это указывает и анатомико-физиологические особенности листрозавра: бочкообразная грудная клетка, содержавшая большие лёгкие, короткая внутренняя часть ноздрей и высокие нервные шипы, облегчающие работу грудных мышц. Однако у этой теории есть и слабые места: листрозавр мало чем отличался в плане строения грудной клетки от вымерших в то же время дицинодонтов; высокие нервные шипы триасовых дицинодонтов в основном связаны с осанкой и походкой, а не дыханием. Кроме того, L. murrayi и L. declivis почему-то встречаются чаще, чем другие животные, жившие в норах - тринаксодон и проколофон.

Теория о полуводном образе жизни, способствующем выживанию, тоже терпит крах - хищные триасовые темноспондильные амфибии хоть и обретают новый расцвет в начале триаса, их разнообразие и количество заметно уступает листрозаврам L. murrayi и L. declivis.

Стоит отметить, что узкоспециализированные и наиболее крупные виды всегда подвержены высокому риску вымирания. Это может объяснить, почему небольшой и неприхотливый L. curvatus пережил ад Великого вымирания, а крупный L. maccaigi исчез вместе с горгонопсами и большинством тероцефалов. К тому же, большинство листрозавров питалось семенными папоротниками вроде дикродия, L. maccaigi в виду своих размеров употреблял в пищу более крупные растения - глоссоптеры, которые не пережили Пермское вымирание.

На руку листрозаврам сыграло и отсутствие крупных хищников: на них охотились только полутораметровый мосхорин и полуводный протерозух. Это объясняет, почему листрозавры вымерли с приходом более крупных существ, вроде циногнатов и равизухий.

В культуре

Листрозавр26

Листрозавр на марке ЮАР, 1982 год

Листрозавры представлены в последней серии научно-популярного телепроекта "Прогулки с монстрами". Там они показаны крупными травоядными животными, которые все время кочуют огромными стадами в поисках растительной пищи. Но их путь не лишён опасностей - в ущельях скал листрозавров подстерегают ядовитые тероцефалы, а в воде таятся крокодилоподобные протерозухи.

Также листрозавр появляется вместе с дицинодоном в одном из эпизодов сериала "Армагедон животных", где становится одним из последних выживших в пермском вымирании.

Листрозавр появляется на марках нескольких стран Африки.

Источник

Галерея

Основная статья: Листрозавр/Галерея