Redstar.png

Литрóнакс (лат. Lytronax) — тираннозаврид, найденный на территории современной южной Юты и живший 80,6-79,9 миллионов лет назад. Является древнейшим известным науке тираннозавридом.

История находки

Образец голотипа UMNH VP 20200 был обнаружен в местности UMNH VP 1501 в вахвайской свите на Национальном памятнике Великой лестницы-Эскаланте (GSENM) в округе Кейн, южная Юта. Он был обнаружен в 2009 году и собран из нижней части среднего элемента этого образования в земных осадках. Нашёл его рабочий палеонтологической экспедиции Бюро по управлению земельными ресурсами Скотт Ричардсон. По его словам, он понял, что стоит на костях, и кости находятся повсюду. После этого он позвонил начальнику Алану Титусу и сообщил о находке. Раскопка заняла целый год, после этого палеонтологам понадобилось более трёх лет, чтобы доказать, что они нашли новый вид.

На данный момент экземпляр находится в коллекции Музея естественной истории штата Юта в Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Останки датировались временем от 79,6 до 80,75 млн лет, а это означает, что литронакс был самым старым известным тираннозавридом.

Скелет

Литронакс известен из частичного скелета. Образец голотипа состоит из правой челюсти, обеих носовых костей, правого лобного, левого югала, левого квадрата, правого латеросфероида, правого неба, левого зубного дерева, левого селезеночного, левого супрагулярного, левого предраздного, спинного ребра, каудального шеврона, лобковых костей, левой голени, малоберцовой кости и левыми метатарзалами.

По костям учёные определили, что кости принадлежат взрослой особи.

Отличался литронакс от других тираннозавридов черепом с короткой узкой мордой и широким затылком и направленными вперед, а не в бок глазами. Это обеспечивало ему бинокулярное зрение. До открытия палеонтологи считали, что тираннозавриды с широким черепом появились около 70 миллионов лет назад, но находка литронакса доказала обратное — это произошло как минимум на 10 миллионов лет раньше.

Всё это делало литронакса очень сильным и мощным охотником, способным вырывать куски мяса из жертвы и глотать их. В дополнение ко всему, банановидное строение зубов укрепляло его позиции.

Систематика

Lythronax.png

Литронакс является средним представителем семейства тираннозаврид, являясь самым древним его представителем. Он отличается от других найденных на территории Юты тираннозаврид — бистахиэверсора и тератофонея, которые тоже обитали в кампском ярусе мелового периода. Филогенетический анализ группы Занно поставил всех троих в одну кладу, исключающую остальных тираннозаврид.

Детальный анализ Лоевена, основанный на 501 признаке, помести литронакса и тератофонея к подсемейству тираннозаврины. Первый тиранннозаврид стал родственником маастрахитских тираннозавра и тарбозавра, а также кампского чжучэнтиранна. Интересно, что литронакс оказался ближе к этим троим, чем более молодые дасплетозавр и тератофоней. Тем не менее, оба ящера были старше тираннозаврин.

Анализ Лоевена 2013 года:

Tyrannosauridae
Albertosaurinae

Gorgosaurus libratus

Albertosaurus sarcophagus

Tyrannosaurinae

Dinosaur Park tyrannosaurid

Daspletosaurus torosus

Daspletosaurus horneri

Teratophoneus curriei

Bistahieversor sealeyi

Lythronax argestes

Tyrannosaurus rex

Zhuchengtyrannus magnus

Tarbosaurus bataar

В 2017 году Стивен Брусатте и Томас Карр опубликовали новый анализ, противоречащий работе Лоевена. В то время, как группа Лоевена поместила трибу алиорамин вне пределов тираннозарврид, Карр и Брусатте просто поставили их в качестве более базальных членов семейства. В то же время, бистахиэверсор в работе Лоевена был восстановлен как продвинутый тираннозавр, близкий родственник литронакса и тератофонея, а новый анализ выделил его за пределы семейства, тератофоней и литронакс стали базальными тираннозаврами. Результаты противоречилили друг другу, поэтому чёткой систематики нет.

Tyrannosauridae
Albertosaurinae

Gorgosaurus libratus

Albertosaurus sarcophagus

Tyrannosaurinae

Alioramini

Qianzhousaurus sinensis

Alioramus altai

Alioramus remotus

Nanuqsaurus

Teratophoneus curriei

Lythronax argestes

Daspletosaurus horneri

Daspletosaurus torosus

Zhuchengtyrannus magnus

Tarbosaurus bataar

Tyrannosaurus rex

В 2016 году Фил Карри предположил, что литронакс был членом рода тираннозавр, заметив, что семейство «перегружено» родами. Тем не менее, последующие публикации сохранили самостоятельный статус литронакса.

Самый последний анализ 2020 года:

Eutyrannosauria

Dryptosaurus aquilunguis

Appalachiosaurus montgomeriensis

Bistahieversor sealeyi

Tyrannosauridae
Albertosaurinae

Gorgosaurus libratus

Albertosaurus sarcophagus

Tyrannosaurinae
Alioramini

Qianzhousaurus sinensis

Alioramus remotus

Alioramus altai

Teratophoneus curriei

Dynamoterror dynastes

Lythronax argestes

Nanuqsaurus hoglundi

Daspletosaurini

Thanatotheristes degrootorum

Dinosaur Park Formation Taxon (FMNH PR308)

Daspletosaurus torosus

Daspletosaurus horneri

Tyrannosaurini

Zhuchengtyrannus magnus

Tarbosaurus bataar

Tyrannosaurus rex

Этимология

Вид был назван как Lythronax argestes. Родовое название означает «Принц пролитой крови» («lythros» по-гречески обозначает именно пролитую кровь). Видовое название agrestes же относится к Гомеру, в одной из поэм которого так назывался юго-западный ветер (литронакс был найден на юго-западе США).

В культуре

  • Литронакс появляется в игре Jurassic World: The Game в качестве хищного эксклюзивного животного.

Галерея