Вымершие животные вики
Advertisement

Ляоцератопс (лат. Liaoceratops, что означает «Ляонинское рогатое лицо») — динозавр группы цератопсов, который считается одним из первых родственников рогатых цератопсид. Он жил в раннем меловом периоде, 126 миллионов лет назад. Он был обнаружен в Китае группой американских и китайских ученых. Ляоцератопс был намного меньше своих более поздних родственников, но он дает представление о ранней эволюции этой группы динозавров.

История изучения[]

Ляоцератопс был обнаружен в знаменитой китайской провинции Ляонин, где также было собрано несколько окаменелостей пернатых динозавров. Типовой вид Liaoceratops yanzigouensis в 2002 году был назван и описан Сюй Синем, Питером Маковицким, Ван Сяолинем, Марком Нореллом и Ю Хайлу. Общее название происходит от слов Ляонин и греческих keras, «рог» и ops, «лицо». Конкретное название относится к городу Янцигоу.

Голотип IVPP V12738 был обнаружен в формации Исянь, датируемой барремом. На этих пластах также были найдены окаменелые насекомые, окаменелости деревьев гинкго и многих других динозавров, включая раннего троодонтида Sinovenator, также описанного Маковицким позже в 2002 году.

«Эта область дает чрезвычайно важную информацию об эволюции динозавров, млекопитающих, насекомых и цветковых растений. Я надеюсь найти еще более примитивные образцы, чем Liaoceratops» — сказал Питер Маковицки.

Голотип состоит из почти полного черепа. В качестве экземпляра паратипа был отнесен череп подростка ИВПП В12633. В 2007 году был направлен еще один череп, CAGS-IG-VD-002, еще более молодого человека. У этого не было крыши черепа, что было объяснено тем, что хищник открыл черепную коробку, чтобы съесть ее содержимое.

Описание и классификация[]

Ляоцератопс довольно маленький, с голотипом черепа длиной 154 миллиметра, весом около семи фунтов и имеющим только скуловые рога и небольшую оборку черепа, без орбитальных рогов и настоящего шейного щита, которые характеризовали более поздних цератопсов. Однако эти особенности помогают понять главный раскол в эволюции цератопсов. Задолго до того, как знакомые трицератопсы эволюционировали в Северной Америке, линия цератопсов разделилась на две линии: неоцератопсов, основная линия, которая включает узнаваемые рогатые и волнистые формы, и из которых Liaoceratops в 2002 году был наиболее известным представителем, и Psittacosauridae, излучение меньших динозавров с клювами попугая.

"Ляоцератопс дает нам прекрасное представление о ранней эволюции рогатых динозавров и говорит о том, что трицератопс и его родственники произошли от очень маленьких азиатских цератопсов. Этот маленький примитивный динозавр на самом деле более интересен для науки во многих отношениях, чем его более крупные и известные родственники. потому что это учит нас больше об эволюции. Базальные динозавры имеют решающее значение, потому что они помогают нам связать различные группы динозавров вместе и наметить закономерности эволюции ", — сказал Питер Маковицкий, куратор динозавров в Полевом музее в Чикаго и соавтор бумага с описанием динозавра.

«Ляоцератопс устанавливает, что это расщепление произошло не позднее самой ранней части мелового периода. Кроме того, это указывает на то, что цератопсы приобрели некоторые из своих отличительных черт раньше и быстрее, чем считалось ранее» — сказал Маковицкий.

Назначение рогов и воротника[]

По иронии судьбы, крохотные ляоцератопсы также могут помочь ученым понять роль рогов и оборок у цератопсов динозавров. Эти структуры, сначала задумывавшиеся как наступательные или защитные органы, сегодня рассматриваются многими палеонтологами как устройства отображения, используемые для распознавания видов и привлечения партнеров. Ляоцератопс имеет небольшой скуловой рог, обращенный сбоку под каждым глазом и позади него. Поскольку это сооружение относительно небольшое и легкое, Маковицки считал, что это был демонстрационный орган, и он не имел цели защиты.

Источники[]

Advertisement