ФЭНДОМ

Макрогрифозавр - род травоядных орнитоподовых динозавров из позднего мела Южной Америки. Типовой и единственный вид Macrogryphosaurus gondwanicus назван и описан Хорхе Кальво и коллегами в 2007 году. Родовое имя образовано от греческих слов «macro», что значит «большой», «grypho» означает «загадочный» и «saurus» значит «ящер». Видовое имя дано по названию древнего континента Гондвана, где обитал динозавр. На момент своего обнаружения считался самым большим из всех негадрозавровых орнитоподов Южной Америки.

История исследования Править

Голотип MUCPv-321, представляющий собой почти полный и сочленённый скелет (без черепа) обнаружен в мае 1999 года в слоях формации , датированныхконьяком (около 90—86 млн лет назад), недалеко от города Неукен, провинция Неукен, Аргентина. Голотип включает 8 шейных (из десяти; отсутствуют первый и второй), 14 спинных, 6 крестцовых и 16 хвостовых позвонков, шейные и спинные рёбра, обе подвздошные, седалищные и лобковые кости, одна грудина и 4 грудные пластины.

Хотя, отсутствуют черепные и зубные элементы, необходимые дляфилогенетического анализа, наличие посткраниальных костей позволяет провести сравнение с другими эуигуанодонтами (например, GasparinisauraAnabisetia,Talenkauen)

Описание Править

Макрогрифозавр диагностируется по следующим аутапоморфиям: Y-образная грудина с двумя латеральными ветвями, направленными в стороны и одной центральной маленькой ветвью, направленной вперёд; грудные рёбра сплющены, скручены и расширенные дистально; последний спинной позвонок имеет хорошо развитый гипосфен; тонкая пластина расположена в передней части грудины. Кроме того макрогрифозавр отличается от близко родственного Talenkauen следующими признаками: лобковая ножка подвздошной кости слабо развита, более острый угол между передним отростком и лобковой ножкой подвздошной кости, вертлужная впадина слабо выражена; 10 шейных и 14 спинных позвонков, эпипофиз на третьем шейном позвонке расположен над дистальным концом постзигапофиза и выступает назад.

Длина макрогрифозавра достигала не более 6 м, поэтому на момент обнаружения он считался самым большим известным негадрозавровым орнитоподом Южной Америки. Однако, наличие не сросшихся швов между дугами и телами задних спинных и проксимальных хвостовых позвонков позволяет предположить, что найденный образец не достиг взрослого размера.