Вымершие животные вики
Advertisement
Вымершие животные вики

Макросцелезавр (лат. Macroscelesaurus) — вымерший род тероцефальных терапсид из поздней перми в Южной Африке. Типовой вид Macroscelesaurus janseni был описан Сиднеем Х. Хотоном в 1918 году из Зоны скопления кистецефалов. Это один из немногих тероцефалов, известных по посткраниальным останкам.

Описание[]

Макросцелезавр известен по единственному голотипу, состоящему из слепка частичного скелета. Отпечаток был найден на блоке из песчаника, который составлял стену крааля овечьего загона недалеко от города Виктория-Уэст. Он включает большую часть посткраниального скелета, включая позвоночник, ребра, конечности, а также тазовый и грудной пояса. Большая часть черепа не сохранилась. Скелет сохранен вентрально, тело изогнуто вправо, а конечности наклонены в сторону. Образец был доставлен южноафриканскому палеонтологу Сиднею Х. Хотону и официально описан в следующем году. На основании оттиска Хотон назвал вид Macroscelesaurus janseni в честь первооткрывателя этого экземпляра Ф. Дж. Янсена. Хотя он не был найден в отложениях, Хотон полагал, что этот образец произошел из слоев горных пород, принадлежащих зоне комплекса Tapinocephalus. Считается, что окаменелость принадлежала молодой зоне сборки цистецефалов.

Немецкий палеонтолог Оскар Кун переименовал род Macroscelesaurus в Haughtoniscus в 1934 году, так как он думал, что первоначальное название слишком похоже на Macroscelosaurus, родовое название пролацертиформной рептилии, описанной в 1852 году. Согласно правилам Международного кодекса зоологической номенклатуры, переименование Куна было неуместным, и название Macroscelesaurus по-прежнему считается действительным.

Классификация[]

Хотон рассматривал возможность отнесения его к дромазаврам, группе небольших терапсид-аномодонтов. Наибольшее сходство между двумя терапсидами наблюдалось в конечностях. Он отметил несколько различий, в том числе относительно большие задние конечности макросцелезавра (передние и задние конечности дромазавров примерно равны по длине) и увеличенные клыки, которые не наблюдаются у дромазавров. Хотон также рассмотрел возможность того, что Macroscelesaurus был тероцефальным терапсидом, потому что он имел больше общих черт с Ictidosuchus, чем любой другой терапсид.

Макросцелезавр теперь относится к бауроидам, хотя его точное положение не определено.

Источники[]

Advertisement