ФЭНДОМ

Мамонтенок Юка
мамонтёнок Юка
Вид Шерстистый мамонт
Место обнаружения берег моря Лаптевых, республика Соха.
Дата обнаружения 2010 год
Текущее местопребывание Зоологический музей Зоологического института РАН

Мамонт весом 106 килограммов был обнаружен в 2010 году членами общины Юкагир на берегу моря Лаптевых в Усть-Янском улусе Республики Саха (Якутия). Обнаруженного мамонтёнка назвали по названию общины Юка. Животное погибло около 39 тысяч лет назад в возрасте 6—9 лет.

История находки

Мамонтенок Юка был найден в 2010 году на берегу моря Лаптевых в Якутии. Геологический возраст Юки насчитывает около 39 000 лет. Уникальность находки заключается в том, что сохранились даже мягкие ткани, мозг и шерсть. Хорошая сохранность тела животного объясняется тем, что оно постоянно находилось в зоне вечной мерзлоты.

0 c7ffd b752db66 orig
Ученые продолжают изучать уникальную по сохранности мумию молодой самки мамонта, которая получила кличку Юка. Тот факт, что тело мамонта оказалось полым - лишенным внутренних органов, многих костей и мышечной массы, послужил основой для научной гипотезы: Юка могла стать жертвой охоты древних людей. Если исследования подтвердят это предположение, Юка станет единственным из найденных мамонтов, который погиб от рук человека. «Продолжаются исследования по ДНК мамонта, гистологии тканей, поиску паразитов, делаем с привлечением судмедэкспертов план работ по проверке гипотезы о воздействии на Юку древнего человека. У нас есть основания полагать, что Юка умерла от рук охотника», — рассказал ИТАР-ТАСС Альберт Протопопов, руководитель отдела мамонтовой фауны якутской Академии наук.

Ученый представляет сцену охоты в подробностях. «Вероятно, сначала пещерные львы загнали мамонтенка в болото, а потом к нему смог подойти человек. Мы полагаем, что Юка умерла от удара копья. Охотник не смог извлечь тушу полностью и забрал все, что смог, а тело так и осталось в болоте: хобот полностью забит грязью» — рассказал Протопопов. Он отметил, что мамонты не были основным объектом охоты для древнего человека. Все найденные мамонты, кроме Юки, либо погибли от нападавшего хищника (это касается молодых особей), либо умерли естественной смертью. «Возраст Юки — 6–8 лет. Обычно в таком возрасте животное уже довольно умное и самостоятельное, находится в стае и имеет хорошую защиту от хищников», — заметил ученый.

Мамонт Юка
О первых результатах исследования российские ученые отчитались еще осенью 2013 года на палеонтологическом симпозиуме в Лос-Анджелесе. Тогда они были заняты изучением сохранившегося мозга Юки: им удалось провести трепанацию черепа животного и извлечь мозг. Теперь ученые намерены создать атлас мозга мамонта и провести сравнительный анализ с мозгом слона. «Основную работу над атласом ведут исследователи из Института морфологии человека РАМН. Уже проведены морфологические описания срезов мозга, имеются рисунки, диаграммы, но работа идет медленно, все упирается в деньги. Нам требуется около 2 млн руб. Деньги нужны на продолжение исследований, на технические работы по подготовке издания атласа, на само издание атласа», — рассказал Протопопов.

Уникальность данного мамонта, по словам ученого, заключается в том, что это первая находка этого животного со следами воздействия первобытного человека и пещерного льва. Мамонт при жизни был разрезан сверху и были вынуты его жировой горб и позвоночник. Это наталкивает на мысль, что эту операцию провел первобытный человек. Также на мамонте обнаружены следы от когтей и зубов пещерного льва.