Маниденс (лат. Manidens condorensis) — птицетазовый динозавр семейства гетеродонтозаврид из средней юры, обитавший на территории современной Аргентины.

История изучения

Останки обнаружили в Аргентине, провинция Чубут, Диего Пол, Оливер Раухут и Маркосс Бекерра.

Образец MPEF PV-3211 первоначально датировали 160 млн лет, однако поздние исследования показали, что он относится к промежутку времени между 171—167 млн лет назад, к так называемому байоскому ярусу.

Образец представляет частично сохранившийся скелет, в котором есть позвонки, таз, крестец и левый плечевой пояс. Череп раздавлен, однако он всё же позволяет классифицировать его как гетеродонтозавра.

Описание

0u689eeea4-25dc69f7-dd52ddd0.jpg

Маниденс имел крупные глазницы, что может говорить о хорошем зрении. Дугообразная диастема присутствовала между премаксиллой и верхней челюстью, на нижней челюсти располагались клыкообразные зубы. Формы заглазничной кости, скулы, нижней кости щеки (квадратноскуловой кости) и квадратной кости показывает особенности, существующие у гетеродонтозавров. Ямка заглазничной кости хорошо развита. Носовые полости плоские, с расширением сзади. Наличие задних зубов нижней челюсти с высокими кронами, но не имеющих обширных граней износа предполагают, что эта форма представляет собой промежуточную стадию от замечательных адаптаций к растительной пище, описанную для гетеродонтозавра, к более универсальному типу питания поздних гетеродонтозаврид.

Расположение зубов у маниденса имеет такие особенности, как асимметрично расположенные зубчики у задних зубов и средне выступающие зубчики у самых задних зубов.

0u47dfdfc1-48c28720-d93be5e0.jpg

Окаменелости, приписываемые Manidens, из Аргентины, указывают на то, что этот динозавр мог быть, по крайней мере, частично древесным. Образцы состоят из серии костей как из задних ног, так и из нескольких хвостовых позвонков, и предположительно приписываются Manidens на основании происхождения. Длинные кости пальца указывают, что кости пальца ноги были способны к хватанию. Отчетливые крепления для мышц и сухожилий большого пальца стопы указывают на то, что большой палец был меньше, чем остальная часть пальцев, но все еще мог хватать. Анализ основных компонентов показал, что ноги Manidens были наиболее похожи на ноги птиц, сидящих на деревьях.

Систематика

Маниденс является гетеродонтозавридом, чуть более базальным, чем африканские виды. Такая позиция может указывать на раннее ответвление гетеродонтозавра и его родственников от остальных видов. Возможно, что это произошло уже в конце триаса. Небольшие размеры маниденса указывают на тендецию миниатюризацию у ранних гетеродонтозаврид.

Анализ Грегори Пола 2011 года:

Ornithischia

Pisanosaurus

Echinodon (как гетеродонтозаврид)

Heterodontosauridae

Tianyulong

Fruitadens

Manidens

Abrictosaurus

BMNH A100

Heterodontosaurus

Lycorhinus

Eocursor

Genasauria

Галерея

Источники