ФЭНДОМ

Мастодонзавр (лат. Mastodonsaurus) - гигантский лабиринтодонт, живший 242-200 млн лет назад, останки которого найдены в Германии и Приуралье (Оренбургская область и Башкирия, Россия).

Описание

Маст череп

Череп мастодонзавра треугольной формы, плоский, но с высоким затылком, длина черепа крупнейших особей достигала ок. 1,25 м. Глазницы сближены, расположены примерно посередине черепа, направлены вверх. Лобная кость образует внутренний край глазницы, заглазничная — без бокового выступа. Кости черепа очень толстые. Задние выросты таблитчатых костей направлены латерально. Ушные вырезки маленькие, незамкнутые. Хорошо развиты широкие борозды органов боковой линии на черепе, череп покрыт крупноячеистой скульптурой (диагностический признак рода).

Впереди ноздрей - два отверстия, сквозь которые при закрытой пасти проходили вершины «клыков» нижней челюсти. Нижняя челюсть с большим засочленовым отростком. Зубы очень многочисленные, мелкие, на максилле расположены в 2 ряда. Крупные «клыки» есть и на небе. Первоначально считалось, что длина черепа составляла около трети общей длины, но изучение полных скелетов из Купферцелля показало, что это не так. В действительности череп составлял около четверти общей длины, а то и меньше.

Конечности слабые. Тело напоминало тело крокодила, но более плоское и массивное. Позвонки стереоспондильные. Общая длина могла доходить до 6 м.

Виды

  • Mastodonsaurus cappelensis Wepfer 1923
  • Mastodonsaurus giganteus Jaeger 1828
  • Mastodonsaurus robustus Quenstadt 1850
  • Mastodonsaurus torvus Konzhukova 1955

Галерея