ФЭНДОМ

Мауизавр (лат. Mauisaurus) — род крупных позднемеловых плезиозавров семейства эласмозаврид, обитавший в морях Новой Зеландии около 77 млн лет назад.

История находки

Mauisaurus Haastii, 1873

Mauisaurus haastii, 1873 год

Первые окаменелые кости этого плезиозавра были найдены Юлиусом Хаастом в 1870 году на Южном острове Новой Зеландии, недалеко от Кентербери и описаны Джеймсом Гектором в 1977 году под названием Mauisaurus Haasti. Позже было добавлено множество дополнительного материала, однако ни один из них не был описан в качестве голотипа, пока Самуэль Уэллс, в своем обзоре меловых плезиозавров 1962 года, не описал лобковые и задние конечности (образец DM R1529) в качестве лектотипа вида. В 1971 году Уэллс выдвинул еще одну серию из семи ассоциированных дорзальных позвонков (образец CM Zfr 92) в качестве параллектотипа.

Mauisaurus haasti CM Zfr 115

Экземпляр CM Zfr 115, серым цветом указаны найденные элементы скелета.

В 2009 году Нортон Хиллер с коллегами описали наиболее полный экземпляр CM Zfr 115, кратко отмеченный Уэллсом и Греггом в 1971 году, но не вошедший в их обзор.[1] Этот новый экземпляр Mauisaurus haasti был найден у станции Ngaroma на реке Конвей, в северном Кентербери. Он был извлечен в период с ноября 1969 года по март 1970 года и размещен в Кентерберийском музее. Образец CM Zfr 115 был обнаружен в плоской известняковой плите, пронизанной множеством кальцитовых прослоек, большинство из которых выветрились, так что плита сломалась и обнажила кости. Обломки черепа и передние шейные позвонки были полностью выветрены и не сохранились, стальная часть скелета сохранилась в плите, хотя и не полностью.

Описание

Идентификация образца CM Zfr 115 к виду Mauisaurus haasti позволило произвести более полное описание этого вида, что было ранее не возможно. Этот вид характеризуется как плезиозавр эласмозаврид с общей длиной около 8 метров для взрослых особей и обладающий длинной шеей, достигавшей около 68 шейных позвонков. Как и другие плезиозавры, у него было длинная тонкая шея с многочисленными позвонками, приспособленными для гибкости и маневренности при передвижении под водой. На нижней стороне туловища у Мауизавра было две пары больших ласт, которые способствовали плаванию на высоких скоростях, и возможно, также позволили плезиозаврам выходить на береговые линии на короткое время, на подобии современных тюленей. Мауизавр был хищником, с острыми тонкими зубами, приспособленными для захвата рыбы и кальмаров.

Интересные факты

Мауизавр назван в честь Мауи - героя мифов и верований новозеландских народов маори. По легенде, Мауи был великаном - полубогом, который своей огромной силой поднял острова с морского дна, научил людей ловить рыбу и вести сельское хозяйство. Мауи пользовался огромным костяным крюком в качестве оружия.

Источники

  1. https://www.researchgate.net/publication/232672883_The_nature_of_Mauisaurus_haasti_Hector_1874_Reptilia_Plesiosauria

Галерея