Махайразавр (лат. Machairasaurus) — род овирапторид, живший в верхнем меловом периоде.

Открытие

Останки махайразавра нашла канадско-китайская экспедиция в 1988 и 1990 году. Они принадлежали двум разрозненным скелетам. 

В 2010 году на их основе Лонгрич, Карри и Донг Жимин описали род Machairasaurus leptonychus. Родовое название означает "Клинковый ящер", а видовое - "тонкие когти".

Голотип IVPP V15979 обнаружен в формации Баян Мандаху, датируемой ранним кампским ярусом. В него входит фрагментарная левая рука. Отсутствует плечевая кость. В образец входят также несколько фрагментов стопы, в том числе первый и четвёртый коготь. Паратип IVPP V15980 имеет дополнительный материал - шевроны, хвостовые позвонки, рёбра, фаланги, фрагментарной второй и четвёртой пястной кости и когтей.

В 2012 году образец IVPP V9608, найденный в 1996 году вместе с кладкой яиц был классифицирован как возможный махайразавр. Кроме него есть ещё несколько возможных образцов.

Описание

0u56b74f0d-27f6d306-af9eed60.gif

Образцы IVPP V15979, IVPP V15980 включают в себя разрозненные останки фаланг передних конечностей, пястных костей, предплечья, фаланги ног, позвонков и рёбер.

Сохранились части рук: запястья и части предплечья. Первая пятная кость очень крепкая и короткая. Вторая пястная кость в два раза длиннее, а третья наоборот укорочена. Первая фаланга первого пальца самая длинная из всех. Вторая фаланга второго и третья третьего равны 3 и 4 соответственно. 

Кисти не были приспособлены для захвата добычи, возможно, этот динозавр был полностью растительноядным. Когти удлинены, имеют клинковидную форму, из-за ящер и получил название. Особенно сильно это выражено у второго и третьего когтя. Они сначала идут вверх, а потом изгибаются и наклоняются вниз. Эта форма когтей подходит для того, чтобы вставлять когти во что-то.

Систематика

Махайразавр отнесён к подсемейству ингениины, в которое входят также каан, конхораптор, ганьчжоузавр, цзянсизавр, хеюнаньния и немегтомая. Он также показывает промежуточные этапы эволюции овирапторозавров.

 Oviraptoridae 

Nankangia jiangxiensis

Yulong mini

Nomingia gobiensis

Oviraptor philoceratops

Rinchenia mongoliensis

Овирапторид из Zamyn Khondt

Citipati osmolskae

Corythoraptor jacobsi

Huanansaurus ganzhouensis

Tongtianlong limosus

Wulatelong gobiensis

Banji long

Shixinggia oblita

Khaan mckennai

Conchoraptor gracilis

Machairasaurus leptonychus

Jiangxisaurus ganzhouensis

Ganzhousaurus nankangensis

Nemegtomaia barsboldi

"Ingenia" yanshini

Heyuannia huangi

Палеобиология и палеоэкология

Махайразавр, как и все овирапториды, был очень заботливым родителем. Родители ухаживали за своим потомством около шести месяцев. 

Когти не были приспособлены для охоты, что может говорить о полностью растительной диете. Скорее всего они питались папоротниками, хвощами, побегами кустарников.

Источник