Мегараптор (лат. Megaraptor, большой разбойник) — монотипический род плотоядных динозавров, живших на территории современной Аргентины, открытый в 1998 году Фернандо Новасом и первоначально описанный как дейнонихозавр, в предыдущих филогениях он был классифицирован как неовенаторидный аллозавроид, но более поздняя филогения и открытия родственных мегарапторанов сделали его базальным тираннозавроидом или базальным целурозавром.

Описание

Реконструкция головы мегараптора на основе юного черепа

Мегараптор был первоначально описан как гигантский дромеозавр, известный в основном по одному когтю (длиной около 37 см), который напоминал серповидный коготь дромеозавридов. Однако обнаружение полной передней конечности показало, что этот гигантский коготь на самом деле произошел от первого пальца руки. В 2010 году Грегори С. Пол оценил его длину в 8 метров (26 футов), а его вес в 1 тонну (2200 фунтов).

Руки были необычно удлинены, с серповидными когтями, даже более изогнутыми, чем у спинозавридов.

Систематика

Коготь Мегараптора

Передняя конечность весьма отличается от таковых у других базальных тетанур, поэтому не было изначально ясно, был ли Мегарвптор аллозавридом, кархародонтозавридом, мегалозавроидом, или кем-то другим. Последующие исследования, а также выявление близких родственников с подобными большими когтями на передних конечностях, позволили выявить Мегараптора как высокоразвитого аллозавроида с лёгким телосложением и члена семейства неовенаторид. Более поздние исследования предположили, что Megaraptor и его родственники на самом деле являются тираннозаврами или мегалозаврами, а не аллозаврами. Молодой экземпляр, описанный в 2014 году, предоставил дополнительные доказательства, что Мегараптор является примитивным тираннозавроидом. Открытие Гуаличо указывает на то, что Мегараптор принадлежит не к тиранозавроидам, а к алозавридам или базальным целурозаврам.

При первом обнаружении и перед публикацией сообщалось, что спинозаврид барионикс также является дромаэозавридом, а аллозавроид Chilantaisaurus - возможным спинозавридом, оба из которых основаны на больших когтях рук.

Галерея