ФЭНДОМ

В конце 20 века Аргентина подарила человечеству сразу несколько таксонов хищных динозавров. Но кто из них по сей день считается самым загадочным? Название Megaraptor происходит от древнегреческого слова "большой" и латинского "разбойник". Дело в том, что среди первых найденных остатков фигурировал коготь гигантских размеров, предположительно нижней конечности. Однако впоследствии выяснилось – эффектным орудием были оснащены верхние конечности.

Время и место существования Править

Существовали мегарапторы в конце мелового периода, около 93,9 – 86,3 миллиона лет назад (туронский и коньякский ярусы). Были распространены на территории современной Аргентины, в Патагонии.

Виды и история обнаружения Править

Ныне известен единственный вид – Megaraptor namunhuaiquii, соответственно являющийся типовым.

Ископаемые остатки мегараптора были впервые обнаружены в 1996 году в районе горного хребта Сьерра-дель-Портесуэло (провинция Неукен, Аргентина). Эти породы относятся к формации Портесуэло (турон-коньяк), входящую в подгруппу Рио-Неукен. Стоит отметить, что ранее подгруппа считалась формацией, а соответственно Портесуэло – одной из её пачек. Описал мегараптора в 1998 г. аргентинский палеонтолог Фернандо Эмилио Новас.

В начале статьи мы объяснили родовое название динозавра. Видовое имя namunhuaiquii является производной слов на языка мапуче (на нём говорят арауканы, индейский народ Аргентины и Чили) и переводится как "копьеногий". Опять же идёт отсылка к гигантскому острому когтю, который, по мнению Новаса, располагался на втором пальце нижней конечности ящера, как у типичных дромеозавроидов.

Голотип мегараптора получил ярлык MCF-PVPH 79. Он включает правую локтевую кость, первую фалангу первого пальца передней конечности, коготь первого пальца передней конечности (первоначально считался когтем второго пальца задней конечности) и дистальную половину третьей трубчатой кости правой задней конечности. В декабре 2004 года выходит описание нового экземпляра мегараптора (MUCPv 341), обнаруженного в той же свите. Находку можно считать крайне важной в историческом контексте. Именно сюда входила почти полная передняя конечность, на первом пальце которой и расположился огромный коготь. Далее в 2014 году выходит описание остатков юной особи мегараптора (MUCPv 595).

Помимо перечисленных образцов известно ещё несколько крайне фрагментарных: MUCPv 412, MUCPv 413, MUCPv 1353. Кроме того, известны потенциальные остатки (временно Megaraptor sp.) из свиты Бахо-Барреаль (провинция Чубут, Аргентина).

Строение тела Править

Длина мегараптора достигала 8 метров. Высота же до 2,6 м. Весил он до 1 тонны.

К сожалению, из-за небольшого числа остатков облик ящера пока покрыт завесой тайны. Не обнаружен ни череп, ни относительно полный посткраниальный скелет половозрелой особи. Известно, что передвигался мегараптор на двух сильных ногах.

Пожалуй, наиболее изученной и самой известной достопримечательностью аргентинского динозавра являются развитые передние конечности с тремя пальцами. Первый палец на каждой венчался огромным серповидным когтем (до 35 см в длину), вероятно используемым при охоте или разделывании добычи. Коготь второго пальца, хоть и заметно отличается в длине, тоже вполне подходил для этих целей.

Традиционно для тероподов туловище завершалось длинным хвостом, используемым для балансировки при передвижении. В целом мегараптор представлял собой хищника выше средних размеров, оснащённого нестандартным оружием в виде "боевых серпов". Ящер с таким арсеналом представлял угрозу даже для крупных растительноядных динозавров.

Классификация – неопределённость Править

Megaraptor-utahraptor-deinonychus-m
Первоначально Фернандо Новас считал вероятной принадлежность или как минимум близость мегараптора к дромеозавридам или троодонтидам. Не в последнюю очередь из-за того, что нестандартный коготь приписывал нижней конечности ящера. Стоит справедливо заметить, что роговое образование мегараптора действительно очень похоже на ассоциировавшиеся когти ютараптора (Utahraptor) или дейнониха (Deinonychus). Это отчётливо видно в иллюстративном сравнении из первоописания.

Однако, как и следует профессиональному палеонтологу, Новас был весьма осторожен в своих размышлениях. Признавая малочисленность обнаруженных окаменелостей, а следовательно недостаточность материала для далеко идущих выводов, учёный не пошёл в своей классификации дальше клады целурозавров.

Осторожность себя оправдала. Новая находка мегараптора (образец MUCPv 341), включающая переднюю конечность, помогла разобраться с расположением когтя, и связь с вышеуказанными семействами была отметена.

При этом особой ясности в плане классификации не прибавилось. С тех пор его относили и к аллозавроидам, и к тираннозавроидам, и даже к мегалозавроидам, близким к спинозавру. Казалось бы, описание образцов юной особи (образец MUCPv 595), вышедшее в 2014 году говорит в пользу принадлежности к примитивным тираннозавроидам.

Реконструкция черепа юного мегараптора на базе MUCPv 595 (A) и череп тираннозавроида дилонга IVPP V14243 (Dilong) (B). Вид сбоку. Серым цветом помечены недостающие кости. Заглазничная и квадратно-скуловая кости частично базируются на оркорапторе (Orkoraptor). Масштабная линейка – 2 см.

Однако далеко не все с этим согласны.Более того, остатков теропода на ранней стадии роста, причём неполных, мягко говоря недостаточно для финального вердикта. Поэтому ожидаем новый материал, проливающий свет на родословную мегараптора.

Питание и образ жизни Править

Аргентинская формация Портесуэло долгое время находилась в тени своих именитых соседок. Однако ряд знаковых находок, в том числе загадочный мегараптор и титанический футалогнкозавр (Futalognkosaurus), принёс ей мировую известность. Уже сейчас можно приблизительно восстановить фаунистический состав, действительно отличающийся разнообразием.

Скорее всего, в Патагонии тогда было не менее жарко, чем сейчас. На уютных равнинах, окружённых влажными лесами, паслись гигантские титанозавриды футалогнкозавры, а также маларгуэзавры (Malarguesaurus) и ринконзавры (Rinconsaurus). Возможно, они были регулярными объектами охоты мегарапторов, в первую очередь это применимо к молодым или больным индивидам.

В культуре Править

  • В мультфильме "Поезд динозавров" показан Марко Мегараптор. Там показан еще один вариант использования когтя: для ловли рыбы.

Галерея Править