ФЭНДОМ

Redstar

Мезенозавр - род пеликозавров из пермского периода России.

История изучения

Мезенозавра описал русский палеонтолог и писатель-фантаст Иван Ефремов на основе частично сохранившегося черепа, найденного в Архангельской области. Сначала Ефремов отнёс его к пеликозаврам, но потом переписал как рептилию-диапсида. В 1956 году Ромер выделил его в собственное семейство мезенозаврид в составе отряда миллерозавров.

Неясное систематическое положение сохранялось до 2000-ых. Так, Ивахненко в книге «Живое прошлое Земли» назвал мезенозавра эозухией, предком современных диапсид.

Однако, после нахождения дополнительных находок и переописания рода мезенозавр был включён в семейство варанопид и вместе с двумя другими родами - миктерозавром и хелеозавром - выделен в подсемейство миктенозавриды.

В 2019 году на территории  США нашли второй вид - Mesenosaurus efremovi. Он обитал на территории Оклахомы.

Описание

Мезенозавр3

Mesenosaurus efremovi

Большинство образцов найдены ской области. Это месторождения  Киселиха, Усть-Пёз, Усть-Няфта, Глядная Щелья, Дорогая Гора, Козьмогородское, Пёза-1, Петрова Щелья, Мезенский район; Усть-Вашка, Лешуконское, Нисогора и Лешуконский район, причём они составляют до 15 % от всех находок в коллекциях из красных мергелей Мезени, и довольно часто встречаются полные скелеты. M. efremovi был обнаружен в формации Ричард Спур в Оклахоме.

Время его обитания обычно оценивают среднепермской эпохой около 268—265 млн лет назад, хотя иногда считают, что мезенозавр жил и в позднем карбоне. Общее время обитания оценивают от 300 до 260 млн лет назад.

Мезенозавр

Мезенозавр был некрупным синапсидом длиной 50 см. Известен один экземпляр длиной 37 см, скорее всего он принадлежит более юной особи.

Длина черепа - 5-6 см, сам череп очень узок и удлинён. Голова заострена и сужается ближе к пасти. Теменное отверстие мезенозавров было округлым, расположено было у заднего края крыши черепа, а теменные кости впереди глубоко вклинивались между лобными. Теменной глаз крупный. Слуховая косточка палочковидная и имеет хорошо развитую подошву. Предглазничная часть черепа  удлинённая и вытянутая. Септомаксиллярные кости сильно развиты. В задней части короткой слёзной кости находится отверстие, а в задней части носовой кости — боковая впадина. Глазницы большие, овальные, верхний край приподнят. Фенестры удлинённой овальной формы, по размерам сопоставимы с глазницами. Вверху они граничат с заглазничной и чешуйчатой костями, а с низу — скулами и длинными квадратноскуловыми костями, контакт между которыми не понятен до конца. Скуловая кость длиннее, чем у других варанопсеид, и образует нижний край черепа. Чешуйчатая кость имеет развитый передний нижний край и отделяет квадратноскуловую кость от края фенестры. Надвисочные кости образуют выступающие назад рожки. Предлобная кость имеет развитый передне-боковой выступ. Теменные кости впереди глубоко вклиниваются между лобными. Крышка черепа мезенозавра имеет бугорчатые остеодермы.

Мезенозавр4
Мезенозавр2

Череп

Зубы режущие, различаются по размеру. Присутствовали клыки. Челюстное сочленение у мезенозавра находилось позади затылочного, нижняя часть была округлой в поперечном сечении. Челюсти у этого синапсида обладали острыми, сильно загнутыми назад зубами, у которых по заднему краю был хорошо развитый режущий кант с зазубринами. Премаксилла имеет несколько восходящих отростоков, глубоко вклинивающихся между носовыми костями. На боку премаксиллы имелась впадина. Верхняя челюсть с высоким дорсальным отростком, соприкасающимся с предлобной костью и отделяющим слёзную кость от носовой. Межптеригоидная вырезка удлинена. Нёбное отверстие между птериготоидом, эктоптериготоидом и небными костями хорошо развито. Сошник имеет только один ряд зубов. Небные зубы крупные, расположены рядами на нескольких высоких гребнях. Базисфеноидный рострум длинный. На парасфеноиде и хорошо развитых эктоптеригоидах зубов на нет. Передние 2—3 клыкообразные зуба верхнечелюстной кости были увеличены. Всего на верхней челюсти располагалось 24 зуба. Нижняя челюсть округлена спереди, имеет засочленёвый отросток.

Посткраниальный скелет грациальный, с вытянутой шеей и телом. Конечности длинные, задние длиннее передних. Пальцы мезенозавра удлинены, с хорошо развитыми когтевыми фалангами. Хвост длинный и тонкий.

Мезенозавр6
Среди анатомических особенностей мезенозавра следует также выделить удлинённую шею, короткие спинные рёбра, широкую крестцовую кость, очень стройный хвост. У этого пеликозавра лопатка и коракоид, в отличие от многих других животных, соединены не были. Локтевая и большеберцовая кости были прямее и располагались ближе друг к другу. Само тело имело вытянутую форму, хвост был длинным.

Систематика

Мезенозавр входит в подсемейство миктерозаврины в составе семейства варанопсеиды.

Tseajaia campi

Limnoscelis paludis

Captorhinus spp.

Protorothyris archeri

Synapsida

Caseasauria

Ianthodon schultzei

Edaphosauridae

Sphenacodontia

Ophiacodontidae

Archaeothyris florensis

Varanosaurus acutirostris

Ophiacodon spp.

Stereophallodon ciscoensis

Varanopidae

Archaeovenator hamiltonensis

Pyozia mesenensis

Mycterosaurinae

Mycterosaurus longiceps

?Elliotsmithia longiceps (BP/1/5678)

Heleosaurus scholtzi

Mesenosaurus romeri

Varanopinae

Varanops brevirostris

Watongia meieri

Varanodon agilis

Ruthiromia elcobriensis

Aerosaurus wellesi

Aerosaurus greenleorum

Виды

  • Mesenosaurus romeri Efremov, 1938, Россия.
  • Mesenosaurus efremovi Maho, Gee & Reisz, 2019, США

Палеобиология

Мезенозавр5
Мезенозавр был мелким пеликозавром, способным ползать по зарослям каламитов. Откладывал яйца. Рацион составляли беспозвоночные и, возможно, яйца. Холоднокровный хищник бодрствовал в только днём и в сумерках, проводя ночи в дуплах. Вероятно, он мог передвигаться и на двух конечностях.

Источники